СТАМЕСКИНО ищет классного ЗАТОЧНИКА стамесок и ножей (москвич, МО). Заказы всегда, оплата достойная. Тел. +7 (910) 429-8129

Заметки о композиции

дата публикации 15.05.2009 г. в 00:00

В данной статье основное внимание будет уделено способам восприятия и использованию их преимуществ в работе над композициями.

Способы восприятия

В процессе обучения изобразительным искусствам и в процессе творчества у художника развиваются три способа восприятия - проекционно-плоскостной, объёмный и структурный.

Проекционное зрение

Проекционное восприятие позволяет нам цельно воспринимать силуэты, сравнивать пропорции, судить о похожести, видеть тональные и цветовые пятна с определёнными очертаниями.


Айбек Бегалин, "Небесный Иерусалим", 1997г., 180х120см, х.м.

Объёмное зрение

Художник при рисовании с натуры воспринимает объёмность увиденных вещей и выстраивает конструктивно объекты в своём рисунке. В рисовании по воображению художник представляет предметы в воображаемом пространстве, крутит эти предметы в сознании и рисует их в разных ракурсах. Рисуя движущийся объект, художник чаще всего пользуется объёмным видением, оно позволяет сквозь меняющиеся пятна видеть конкретную конструкцию. Пространство в картине строится за счёт объёмного видения, художник как бы лепит объёмы условными средствами линейно-воздушной перспективы.


Айбек Бегалин, "Конфликт", 1990г., 65х50см, смешанная техника, картон

Структурное зрение

Структурное зрение позволяет решать пространственные и проекционные задачи без применения линейной перспективы, а также позволяет заранее распределять массивы перекрывающихся деталей, это облегчает работу над многофигурными композициями. Пространство в структурной картине строится не столько за счёт перспективы, сколько за счёт перекрытий одних объектов другими, это может быть как наложение проекций-силуэтов, так и наложение объёмов-конструкций.


Айбек Бегалин, "Искушение в пустыне" 1996г. 180х120см, х.м.

Особенности восприятия при создании рельефа

Живописец и скульптор, работающий над рельефом, создают фронтальные композиции. Во фронтальной композиции рисовать проекции помогает плоскость картины, потому что расположение пятен определяется с одной точки зрения, но в такой композиции сложнее передавать объёмы, потому что приходится пользоваться условными средствами, создающими иллюзию объёма, пространства. Эти средства - линейно-воздушная перспектива и светотень. Для гармоничного развития художнику, работающему над фронтальными композициями, надо развивать конструктивное рисование с натуры и работать с объёмами в воображении. Это даёт ещё и свободу выбора лучшей точки зрения для проекции-картины во время мысленного прокручивания объёмной композиции в воображаемом пространстве.

Особенности восприятия при создании скульптуры

В круглой скульптуре облегчена работа для объёмного восприятия, но усложнена работа для проекционного восприятия, поскольку точек зрения множество, и силуэты могут быть невыгодными с некоторых позиций. Следовательно, скульптору нужно дополнительно развивать проекционное зрение, чтобы свободнее работать с силуэтами и пропорциями, чтобы скульптура воспринималась гармоничной, пропорциональной и цельной при круговом обзоре.

Этапы работы над композицией

Обычно художник в работе над композицией проходит следующие этапы:

1.Идея

2.Пластика

3.Декоративное пятно


Идея - литературное содержание образа.

Пластика - это изобразительный ряд, формальные средства для передачи содержания идеи. Художник, сочетая три вида зрения, работает над компоновкой фигур, предметов, их пропорциями, соотношением, пятнами и объёмами и структурными наложениями предметов.

Декоративное пятно. В конечном итоге должна быть стройная система пятен, до найденных силуэтов, за которыми читаются логично выстроенные объёмы, конструкции. Чистые силуэты дают зрителю ощущение лёгкости художественной работы. Такое впечатление от работы - признак хорошо выстроенной композиции. Зритель вначале воспринимает декоративное пятно, видит то, что открывается глазу, затем он вникает в пластику, соотношение пятен и объёмов - сознание обрабатывает зрительную информацию, сознание формирует иллюзию объёма, затем зритель воспринимает содержание, которое несут изобразительные средства. Художник, как было отмечено ранее, идёт наоборот, от идеи через пластику к декоративному пятну.

Основные композиционные решения во фронтальной композиции

1) Однородная композиция, ковровая

Ковровая композиция изначально уравновешена, но в целом такая композиция выглядит монотонной, обычно основные формальные достоинства ковровых композиций -- в трактовке деталей.

2) Неоднородная по пятнам композиция

В такой работе нужно организовывать соотношение пятен и объёмов, в зависимости от идеи, острота достигается за счёт множества формальных приёмов, выхода разных по качеству пятен к краям композиции, за счёт ритма линий и пятен, симметрии и асимметрии, равновесия и динамики. За счёт усиления нужных художнику выразительных средств (ритма пятен и объёмов, изменения пропорций и т.д.) можно делать художественную пластическую идею каждой конкретной работы абсолютнее, выразительнее.

Как решается классическая академическая композиция

Структурное решение классической композиции предполагает, как минимум, три плана - передний, основной и фон. Проекционно-объёмное решение -- передний план чаще всего дан проекцией, обобщёнными пятнами, основной план дан объёмно, с разнообразной светотенью, фон обычно решён пятнами-проекциями.


Айбек Бегалин, "Юность Александра Македонского.Воспитание воли", 2002г., 90x80см, х.м.

Неклассическая композиция

В зависимости от идеи художник волен использовать все доступные ему художественные средства в любом порядке. Единственное требование - соответствие формы содержанию.


Айбек Бегалин, "Спартак", 2004г., 65х95см, х.м.

Путевые зарисовки пластики некоторых эпох и стилей

В учебных целях и для общего развития полезно изучать пластику разных эпох, на время отвлекаясь от содержания произведений. Здесь самые общие некоторые субъективные впечатления:



Древний Египет - плоскостное декоративное распластывание объёмов в рельефах, головы в профиль, плечи в развороте, ноги в профиль;


Древняя Греция - больше движения, свободного рисунка ( в композициях на вазах), свобода обращения с пропорциями, узкие голени, крутые большие бёдра, узкие талии, небольшие кисти и ступни, увлечённость ритмом ног коней, фигур людей. В круглой скульптуре знание натуры, классическая ясность;


Эллинизм - движение, порыв, при классической ясности;


Готика - устремлённость ввысь, структурное богатство конструкций (в орнаментах и архитектуре);


Эпоха Возрождения - увлечённость устойчивыми композициями с треугольниками вершиной вверх, округлыми равновесными композициями, изучение анатомии и перспективы;


Флорентийская школа - точный конструктивный рисунок, оконтуренность фигур, изящество, перспектива;


Венецианская школа - живой рисунок, богатая фактурная живопись;


Маньеризм - пропорции искажаются в сторону удлинения;


Рококо - утончённость;


Барокко - пышность, вспененность и бурное движение;


Классицизм - строгость, чистота линий, ясные композиционные решения;


Романтизм - свободное движение, свобода цвета;


Импрессионизм - гимн цветовым проекциям, свобода цвета, пленер;


Модерн - округлость линий, декоративизм;


Постмодернизм - декоративизм, тяготение к проекциям…

Работа над композицией

Первый этап - нащупывание пластических идей композиции

Пластические идеи композиции - это то, что волнует чувство формы художника, будь то определённый ритм, контраст или сочетание пятен-цветов, и т.д..
Пластическая идея может быть выражена в проекции - силуэтами, пятнами, или в объёме - массами, движением масс, объёмов, или же -- в синтезе проекций и объёмов, в определённой структуре. У каждого художника свои методы сочинения, художнику важно знать, чем он легче оперирует - проекциями или объёмами, в зависимости от этого он может более свободно компоновать в воображении. Уже в первые моменты формирования образа художник может представить, какой степени насыщенности деталями может быть тот или иной план, в эскизе это обычно отражается очень скупо, но понятно для автора. При работе над объёмами полезно переключиться и поработать над пропорциями, силуэтами, и наоборот, от проекций полезно переходить к объёмам. Такое чередование позволяет нащупывать основные пластические идеи, которые интересуют художника в данной картине или скульптуре, которые заставляют его работать дальше над этой композицией, потому что появление и проявление главных пластических идей работы определяет логику развития конкретного художественного проекта. Если художник чувствует, что именно в его работе требует акцентирования, вокруг чего всё крутится и движется, то можно считать, что работа над композицией идёт в верном направлении. Это может быть чёткое желание сделать абсолютной формальную идею высоты, или округлости пышных форм, или что-либо другое, здесь всё зависит от воли художника. Можно хулиганить, делая пластическую идею абсолютнее, но в определённых пределах, чтобы не чересчур страдали цельность композиции и общее живое впечатление от работы.

Второй этап - наращивание деталей.

Обычно это этап последовательной детализации. Здесь важно нарастить фактуру без потери пластических стержней композиции. Структурное зрение позволяет следить за планами в картине при любом количестве деталей.

Третий этап - обобщение

В законченной работе чрезвычайно важна ясность пластических идей. Поэтому, если во втором этапе преобладал анализ, детализация, то в конце работы бывает необходимо окинуть работу свежим взглядом и дополнительно акцентировать основные пластические идеи, придающие работе своеобразие и ясность. Структурное зрение позволяет лучше видеть планы композиции, вне зависимости от того, проекционно, пятнами, или конструктивно они решены. Структурное зрение также позволяет обобщать большое количество деталей, сводя их к определённым видам структур, которые можно наслаивать или убирать, как фильтры. В процессе доработки композиции, когда в полную силу должен работать внутренний критик, особенно важно менять способы восприятия. В академическом рисунке, как известно, точно найденная проекция соответствует точно найденному объёму, поэтому проекция в известной степени может быть инструментом проверки объёма, и, соответственно, конструкция может быть критерием проекции. Это же вполне применимо и в завершающем этапе работы над композицией.

От редактора

Айбек, благодарю тебя за обстоятельную и подробную статью. Уверен, что для многих мастеров твой материал будет новым и неожиданным (как для меня). Но в том и драйв! Эта статья - одна из "точек входа" в новые предметные области. Кто-то всерьез заинтересуется и станет глубже изучать художественные науки в теории и на практике; другим важно будет прояснить для себя отдельные моменты в искусстве построении композиции.

Со своей стороны, буду прилагать усилия, чтобы известные художники, мастера резьбы, живописи, скульптуры систематически публиковали свои статьи на страницах нашего сайта. Будем вместе расширять просторы нашего творчества!

Комментарии

Страницы

Айбек! - это здорово!
Никогда бы не ожидал на страницах резьбового журнала, Теоретической статьи от Живописца!...

А ведь польза несомненна - статья расширяет наше визуальное восприятие мира - и даром это не пройдёт.
Прав Олег - это одна из "точек входа" в бесконечный мир искусства, к которому кто то может быть относится несколько "однобоко".
И пусть она (статья) слишком тезисна, главное сказать о том, что даже "смотреть" и "видеть" существуют сотни способов.
А дальше - ищущий обрящет! Спасибо

За это сообщение сказали спасибо Сергей Грушин +1

Айбек, я готов отдать тебе и коллегам на "композиционное растерзание", критический разбор любую свою резную работу :) Чешется, жуть как! Ведь главное - увидеть, почувствовать и понять.

///при всем, при всём, не вижу пользы...
...композиция толкуемая живописцем, резчику, скульптору, однофлюсна, при сочетании терминов, всё это большая разница, "научить композиции - нельзя" Э.Лантери...

За это сообщение сказали спасибо Нина Арапова +1

Научить композиции нельзя, согласен. Но без определённых начальных сведений ни в каком искусстве нельзя обойтись. В этой статье я коснулся соотношения проекций и объёма, без этого нет понимания основ академического рисунка, а уж рисунок лежит в основе многих изобразительных искусств. Знание контрапункта и некоторых других вещей, например, не сделает музыканта композитором, но облегчит сочинение, в случае чего.
Олег, разборы в любом случае субъективны, и, потом, даже самый неказистый рисунок несёт образ, который, возможно, полностью соответствует заложенной идее, которая и требует такого воплощения. Именно это знает только сам автор. Подобные разборы, конечно, правомерны в учебном процессе, когда преподаватель даёт тему, а студент над ней работает.

За это сообщение сказали спасибо Сергей Грушин +1

...у меня есть глава из кропаемой книжонки, но я как-то застеснялся её выставить, так как тоже иллюстрировал её своими работами...

15 мая, 2009 - 23:36
Аватар пользователя Иосиф

Айбек, блестяще! В коротенькой статье дать квинтэссенцию многих десятков толстенных книг, несмотря на сухую терминологию, абсолютно понятную даже непрофессионалам. Наверное, если бы кто-нибудь сделал подобный заказ какой-нибудь научной группе, это стоило бы огромных денег - в нескольких предложениях описать основу художественного мироздания. Уважаемый Сергей Иванович, я прдпочитаю не спорить, но тут у меня просто не хватило выдержки. Нет пользы? Айбеку нужно поставить памятник при жизни за пользу от этой статьи. Она, как цепная реакция пойдёт по жилам не учившихся, недоучившихся и учёных ваятелей и взорвётся новым качеством их работ!
Если, конечно, они вникнут в эту статью.
Спасибо, Айбек!

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Согласен . Реперные точки расставлены очень точно... На их основе учится , компилировать и экспериментировать можно самостоятельно... иногда сверяясь...
Кто то из великих режиссёров рассказав и обозначив мизансцену обычно потом говорил актёрам .. : ..А впрочем лучше сначала САМИ сооюбражайте... Или что то вроде того, за дословность не ручаюсь ;)...
Также и правда , что НАУЧИТЬ гармоничной композиции нельзя... Только самому НАУЧИТЬСЯ.

Спасибо. Данная статья - популяризаторская. Я попробовал обобщить некоторые сведения, добавив в способы восприятия, известные в искусстве, лишь структурализм. В институте имени Сурикова мы изучали разность восприятия произведения искусства на уроках эстетики. Про проекции и объёмы нам говорил академик Дехтерёв Б.А., он пояснял, что это основы академического сознательного рисования. Про идею, пластику и декоративное пятно - тоже говорил Дехтерёв. Кстати, у Дехтерёва Б. А. очень оригинальная система построения композиции на базе классической академической композиционной системы, в её основе сознательное оперирование пятнами, своеобразный контрапункт.
Академическое знание о проекциях и объёмах я попытался изложить в очень краткой форме, дополнил структуральным видением, известным мне из некоторых книг по психологии зрительного восприятия ещё в студенческие годы.
Кстати, вот выдержки из Чистякова (подтверждающие наличие знаний о проекциях и объёмах в 19-м веке), где под "кажется глазу" следует понимать проекции, а "каким предмет существует" - объёмы:

П.П. Чистяков «Письма, записные книжки, воспоминания», Москва, государственное издательство «Искусство», 1953г.
«…Нужно уметь делать, как предмет кажется глазу нашему, и в то же время знать вполне, делать, как видишь, и знать, каким предмет существует. Ну, положим, человека изображая, нужно знать анатомию и уметь ею пользоваться. На живом от центров вязать все и поверять формами.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

Многие сомневаются в пользе рисования — зря время тратить. Овладение знани[ями>] — вечное занятие, дельное, полезное и приятное человеку. Дело в том, как заниматься делом,— в этом вся суть, а что польза выйдет из этого и сомневаться не следует. Рисование — черчение, которое до сих пор преподавалось и преподается везде, то есть рисование с натуры на плоскости одними глазами, чувствами, талантом, безо всякого рассуждения, конечно, есть не более как набивка руки, как говорится, и пользы образовательной от него мало. Потому что рисующий не думает, а смотрит, видит и переносит, что и как ему кажется. Здесь в преподавании опущена одна половина искусства, а именно — передать предмет следует не только, как он вам кажется, а как он есть, как существует в натуре. Вот тут человек и не свободен. Тут-то ему и мало одно[го] чувства, таланта, тут требуется и соображение и мозгами шевельнуть. Здесь он впервые из практики узнает, что каждое дело, во-первых, требует правильного, простого, здорового взгляда, требует неизменного порядка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с основания. Требуется, чтобы сперва глядеть, думать и рассуждать, семь раз смерить, как говорится, и потом отрезать. Поступая так, будучи спутан законом натуры, рисующий увидит, что нарушение несколько порядка в делах приносит вред и ведет к совершенной неверности и путанице, и известно, что все неудачи и трудности являются от этой путаницы. Человек [...] пусть себе заранее [установит] такой порядок и потом уже видит простое дело, очищает и чтобы дело это до начала [еще] дела [было ясно ему] до простоты. Многие скажут, что в этом-то и наука. Пожалуй. Ученик от ошибок учится, а и пусть избранный мученик учится, а всем-то для чего, можно и не мучаясь прожить.
Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. Талант бог даст, а законы лежат в натуре. Все устроено по закону, следовательно], и требует прием законный и простой, а не путаный. Вообще строгое рисование интересно для всякого (это испытал на деле) и всякого развивает. Оно требует и осмотрительного порядка и в то же время имеет вторую половину, в которой необходимо применять пословицу: гляди в оба. Эта пословица развивает быстроту и внимательность взгляда. Эту вторую половину, которая в каждом предмете существует, можно назвать видимостью предмета, или живописью предмета,— портрет, сходство. Ведь можно же на лицо посадить очень похожий глаз направо и гораздо ниже. Что выходит? Хорош, да не на месте. Вторая, значит, половина искусства суть, а первая не существует, портрет, похожий на продетой глаз, не развитой, а для знатока он карикатура.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

Техника — это то, что называется простота, высота в искусстве, основанная на законном изучении всех сторон искусства и на умении применять на практике.... Кисть руки, вид ее написан хорошо, но разве это все. Нужно изобразить кисть эту, как она существует и как кажется глазу художника…»
П.П. Чистяков «Письма, записные книжки, воспоминания», Москва, государственное издательство «Искусство», 1953г.
http://improvement.ru/discus/messages/14/404.html?1100535203

...слава богу памятник ставить не надо. как пишет наш редактор, долой "голую комплментарность". я хочу сказать что статья Айбека сродни "сухому молоку", увы про всё и ни о чём. здесь важен "разбор полётов", прав редактор. Сублимированная выжимка с "галлопом по европам" малополезна...я предпочитаю Лантери, Юппера и Домогацкого...этот вопрос по настоящему сложен...хорошо что Айбек вписал свой абзац, но сухость и краткость текста, в данном случае вредны...
...Иосиф, был такой прекрасный живописец - Гро(француз эпохи классицизма), но он был хорош только как исполнитель, сам не мог построить простейшей композиции...

Что то Карпиков сегодня смирный , аки младенец ;)... Небось вчера все эмоции выплеснул и зашлифовал мозги чистенько ? ;) Прям флегмат в порыве человеколюбия :)

...укачало млин, ездил в губернский мусейон художественный, на ночь не остался, а цирроз растрёс...может и желчь сошла...но я исшо опрастаюсь мыслями...

Если бы эти слова написал я, то многие могли подумать, что это я из вредности, поэтому я присоединяюсь к мнению С.Карпикова,который написал следующее...Сублимированная выжимка с "галлопом по европам" малополезна....
Не отрицая, что Айбек Бегалин безусловно разбирается в вопросах композиции, отмечу, что статья сухая, методически построена и написана не верно, а потому малопонятна,а потому(говорю о себе)бесполезна.
В силу важности этого вопроса, может просить Айбека еще раз методически переработать статью и дать хотя бы два разбора композиций, на примерах показав, что такое пятна, объемы, силуэты и прочее и прочее.

Михаил, Есть много методической учебной литературы по этому вопросу. Причём автор каждого учебника , насколько помню , трактует всё по своему... Общие только термины и общие подходы... Вот и разберись... Так что при любой методике прийдётся свою тропинку протаптывать... И здесь " вешки" расставленные Айбеком ничуть не менее значимы чем остальные. Вот только живописные трактовки на скульптуру накладывать сложно. Отсюда и обобщённость и напонятность на первый взгляд... Специфика не привязанна ;)

Игорь... Вот и разберись...это довод.Сильный довод.Это очень понятно, просто как яркий свт среди сплошной тьмы!!!!!

Замечу только предварительно, что согласен со всеми. В принципе, доработать статью можно, со временем. Будем считать это майскими тезисами :). У того же Баммеса масса хороших конструктивных рисунков и хороших силуэтов, однако свои работы у него тоже не очень, как заметил Сергей про Гро. Правда, "Наполеон на Аркольском мосту" Гро хорош, очень. :)
Но, тем не менее, многие "конструкторы" бывают слишком увлечены обрубовками, в ущерб живой форме, а многие просто рисующие "как кажется глазу" бывают неубедительны в конструктивности рисунка. И это далеко не у начинающих. В этом и проблема -- в статье в принципе говорится о важных предварительных понятиях.
Больших ошибок в пропорциях, когда набрасывается общая масса в рисунке, можно избежать, если понять цельность силуэта-проекции. Силуэт можно даже фоном ограничивать, есть такие упражнения - рисовать фон, фигура сама получится. Начинающим сложнее всего охватить цельно всю фигуру или группу фигур.
И, что интересно, массу усилий может ученик тратить, а надо-то чуть повернуть, понять, что следует чуть взглянуть по-другому и передать форму чуть иным способом. Тот же Готфрид Баммес незаменим для абитуриентов, гоняющихся только за схожестью...
Больших ошибок в пропорциях, когда набрасывается общая масса в рисунке, можно избежать, если понять цельность силуэта-проекции. Силуэт можно даже фоном ограничивать, есть такие упражнения - рисовать фон, фигура сама получится (у Фаворского целая композиционная система - лист строится на просветах, это потом некоторым образом проявилось в московской станковой графике). Начинающим сложнее всего охватить цельно всю фигуру или группу фигур, сделать её монолитом, чтобы не хотелось ни убрать-подточить, ни прибавить. Это касается как живописцев, так и скульпторов. Специфика проекций у скульпторов несколько иная, чем у живописцев, в рисунке скульпторы обычно не привязаны к реальному освещению, к светотени, но общий силуэт остаётся важным, даже более важным, чем для живописцев, потому что его не сведёшь на нет в туманную дымку сфумато, что вполне допустимо на плоскости.

Тема бесконечна, возможно, напишу со временем другую статью, где будут логически развиты некоторые положения этой статьи.

Спасибо,Айбек, статья четкая,лаконичная, для начинающих может и непросто все это охватить,нужны примеры, но все же основной материал подобран хорошо.

Под такие работы,разьяснить нужно тома три описания.В период учебы нам композицию в живописи толковали по програме с гулькин нос.Ибо учился на отделении Дизайн" тогда это называлось художественное оформление.Так вот на твердую четверочку красил кубики треугольнички кружочки,только к третьему курсу. Когда сын уже учился уже в училище,то ему преподаватель отдал мою первую работу по композиции.Хорошие как правило теряются а добро" вот осталось.За нее мне поставили тройку.

А Дубовик то шёл когда то в авангарде ! Вот не оценили ретрограды соц реализма его опережающие время поиски ! Конфигуративное направление искусства утратило в его лице ! И к чему скатился ? К банальному натурализьму ;).....

НАЧИНАЮЩИЕ,крикнем громкое раскатитстое спасибо-о-о-о Елене, статья оказывается не для нас, начинающих, а для них заканчивающих.
Просьба еленам, сергеям, иванам и прочим господам не писать о том, чего не прочувствовали и в чем не разбираетесь.Не уводите общественное мнение в тар тар ра ры.Тем болене,ЧТО и сам автор согласился с тем, что статья пока не удалась.

-Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто"
(В.О.Ключевский)

:)... Всегда догадывался , что Виктор прибедняется ;)... Во как ! Одной цитатой сразу двоих уложил на повал :)...
Недавно общался с художником конфигуративного направления. Очень интересная информация ,сразу меняющая восприятие... Это не значит ,что нравится или нет или позволяет проникнуться. Но позволяет с более понятных позиций смотреть на совершенно не воспринимаемые ранее вещи...

Чуть со стула не упал со смеху! Ну, Михаил Анатольевич выдает пёрлы! Приписать несуществующие признания автору статьи :))), объявить Елене благодарность за то, что он (М.А.) не понял статью, и тут-же обвинить ВСЕХ в том, что они не понимают, а пишут комментарии!

Конструктивное предложение на будущее: не понял - спроси (доброжелательным тоном); не хочешь понимать - молчи.

Михаил писал....Не отрицая, что Айбек Бегалин безусловно разбирается в вопросах композиции, отмечу, что статья сухая, методически построена и написана не верно, а потому малопонятна,а потому(говорю о себе)бесполезна.
В силу важности этого вопроса, может просить Айбека еще раз методически переработать статью и дать хотя бы два разбора композиций, на примерах показав, что такое пятна, объемы, силуэты и прочее и прочее.

Айбек ответил...Замечу только предварительно, что согласен со всеми. В принципе, доработать статью можно, со временем.

... Тема бесконечна, возможно, напишу со временем другую статью, где будут логически развиты некоторые положения этой статьи.

...я. думаю. если применим мозговой штурм, частично разберёмся с проблемой, я думаю Айбек не побрезгует мыслями колхозного художника, а Олег нас сведёт...

Я не согласился с тем, что статья не удалась. :) Это просто заметки из опыта. Согласился с тем, что писать в дальнейшем можно чуть популярнее, термины прояснять. В данном случае, понять, что такое пятно, что такое силуэт, объём, проекция, поможет понять словарь Ожегова и Шведовой БСЭ.
Вот примечание:

ПРОЕКЦИЯ, -и, ж. (спец.). 1. Изображение пространственных фигур на
плоскости. 2. Передача на экран изображений. || прил. проективный, -ая, -ое
(к 1 знач.) и проекционный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Проективная геометрия
(раздел геометрии). Проекционный фонарь (прежнее название проектора).

СИЛУЭТ, -а, м. 1. Одноцветное плоскостное изображение предмета на фоне
другого цвета. С. лица в профиль. 2. перен. Очертания чего-н., виднеющиеся в
темноте, тумане. С. горного хребта. 3. Линии, контур одежды. Модный с.
одежды. || прил. силуэтный, -ая,-ое.

ОБЪЁМ, -а, м. 1. Величина чего-н. в длину, высоту и ширину, измеряемая
в кубических единицах. О. пирамиды. О. здания. 2. Вообще величина,
количество. Большой о. работ. О. информации. О. знаний. || прил. объемный,
-ая, -ое (к 1 знач.). Объемное изображение. || сущ. объемность, -и, ж.

Структура — Структура (лат. structura строение, расположение) определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо.

Айбек. как-то нехорошо получается. Теперь ты меня еще и русскому языку учишь.
Ты написал,согласен со всеми, это значит согласен с моим коментарием.... Не отрицая, что Айбек Бегалин безусловно разбирается в вопросах композиции, отмечу, что статья сухая, методически построена и написана не верно, а потому малопонятна,а потому(говорю о себе)бесполезна.
В силу важности этого вопроса, может просить Айбека еще раз методически переработать статью и дать хотя бы два разбора композиций, на примерах показав, что такое пятна, объемы, силуэты и прочее и прочее.
И если словарь ОЖЕГОВА достаточен для понимания вопросов композиции, зачем Айбек Бегалин написал статью?
А еще добавлю, не может быть даже так по теории вероятности,что я во всем не прав..

29 мая, 2009 - 22:29
Аватар пользователя Александр Балтер

Айбек, заранее извиняюсь за этот пост, но накипело.
Михаил Анатольевич, я, чего-то не пойму. Айбек, замечательный художник потратил личное время, написал статью эссе «ЗАМЕТКИ О КОМПОЗИЦИИ». Эта статья вызвала у многих неподдельный интерес. Почему Вы считаете возможным безапелляционно утверждать, что статья «методически построена и написана не верно, а потому малопонятна, а потому (говорю о себе) бесполезна». Если Вас интересует данный вопрос более предметно, то можно задать вопросы Айбеку в корректной форме и попросить разъяснения. А вот он если сочтет нужным, то объяснит. Надо спуститься с небес на грешную землю. Вы не подходите на роль последней инстанции, мне так кажется.

Михаил, к вам я не обращался на "ты". Заметки не о том, "что такое пятна, объемы, силуэты и прочее" ( именно для этого есть словари), а несколько о другом, о сочетании способов восприятия.

Айбек, ты пишешь: "скульптору нужно дополнительно развивать проекционное зрение, чтобы свободнее работать с силуэтами и пропорциями". Какие подходы, приемы посоветуешь для развития этой способности? Как ты считаешь, должен ли быть у скульптуры "парадный вход", т.е. точка, откуда скульптура смотрится наиболее выигрышно? Или таких точек должно быть несколько?

Страницы

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье