Японская гравюра на дереве - Моку-ханга

дата публикации 03.02.2018 г. в 22:41
  • 8
  • 1459 просмотров
  • 4 комментария

Печатные техники в графике - один из самых демократических видов искусства, т.к. вы получаете не единственную картину, а целый тираж. Один рисунок едет в Третьяковку, второй - в Эрмитаж, десяток - друзьям и родственникам, ну и парочку продаём коллекционерам (за большие деньги) 1

Осенью 2017 года в Москве прошёл короткий мастер-класс по моку-ханге. Покажу свой результат. Сначала рисунок раскладывается по цветам, и под каждый цвет вырезается своя доска-печать. У меня было три доски:


То, что углублено, остаётся без краски, а на то, что осталось, наносится краска, которая и переносится на бумагу.
На каждую доску наносится своя краска. Два из трёх отпечатков выглядят так:

Если все три "печати" нанести на одну бумагу, то получится желаемый рисунок. Притом он получается по-разному на разной бумаге. На фактурной альбомной:

На специальной японской:

Когда я показал эти штуки Михаилу Давыдовичу, он сказал: "Так это наша контурная резьба!" В общем-то, так и есть, но с двумя маленькими дополнениями:
1) У меня было три доски, а бывает и семь. Совместить их на одном листе - требует высокой точности резьбы.
2) Японцы традиционно вырезают иероглифы. Выглядит это так (из видео Дэвида Булла):

В общем, очевидно, что точность не ученическая.

Из технических вещей нужно добавить, что резьба делается примерно такими японскими стамесками: http://stameskino.ru/shop/UID_8198.html

Я никогда не мог понять, что за штуку иногда продают с японскими стамесками (думал, что для заточки):

Оказывается, это "барен", им нажимают сверху на бумагу, чтобы краска перешла на бумагу:

Эта простая "нажималка", обёрнутая бамбуковым листом заменяет вот такие тяжёлые печатные станки:

Здесь можно посмотреть чудесные видео Дэвида Булла (канадский резчик, который живёт в Японии и делает традиционые японские гравюры):

Здесь отчёт о мастер-классе, который проходил в Москве прошлой осенью:
https://strg-circle.livejournal.com/869537.html

И наверно, самое интересное, с 5 февраля по 10 апреля будет проходить расширенный курс моку-ханки в Кружке скорого рисунка (Простая школа). Здесь объявление:
https://strg-circle.livejournal.com/911727.html
Занятия ведут две художницы - Кейко Кобаяси и Марина Бородина.
Кто не успеет присоединиться 5 февраля, думаю, 12 февраля ещё не поздно.

Резчики имеют несомненное техническое преимущество - умение работать стамесками 1

В заставке к статье использована гравюра на дереве Хоккусая "Большая волна" (ок. 1830 г.).

Ключевые слова:

Комментарии

Не прошло и 10 лет, как загадка странной "фенечки" в коробочке со стамесками разгадана) Александр, спасибо за статью.

За это сообщение сказали спасибо Александр Литвинов, Алексей Новиков +2

https://

Гораздо проще будет!!!

За это сообщение сказали спасибо Александр Литвинов, Геннадий Горшков +2

Игорь, тираж рисунков/графики на бумаге - совсем иное, чем фотка на дереве. Совсем другой результат... Ну и что значит проще для резчика? :)

Олег, пожалуйста. Оказывается, этих фенечек существует огромное разнообразие: по размеру, по мягкости, по степени профессиональности-сувенирности. А сам процесс печати содержит много тонкостей. От степени нажатия на барен и консистенции краски зависит получаемая фактура. Короче, целая японская наука. Постараюсь поделиться результатами грядущего мастер-класса. Может, кого-то тоже заинтересует.
Тут ссылка на японскую книжку про моку-хангу:
https://m.vk.com/album1057544_247207536?from=profile&post=1057544_2906
Всё по-японски, но смысл понятен :)

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков, Николай Мильков, Олег СМИРНОВ +3
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье