Вершки и корешки

дата публикации 03.02.2016 г. в 20:50

Говорят, творец живет и до поры до времени дремлет в каждом из нас, дожидаясь того момента, когда человек в силу каких-либо причин начинает испытывать желание созидать. Главное – вовремя услышать эту потребность и найти ей свое применение. Не последнюю роль в процессе пробуждения и формирования творческой личности играют окружение и среда, формирующие наше сознание. Так случилось и у меня. Вынужденный переезд нашей семьи в маленький северный городок, поближе к удивительной дикой природе, с царящей в нем атмосферой востребованности и внимания к каждой творческой личности создавали очень благоприятную почву для творчества. Именно там почти в 40 лет я и родился как творец. Северная природа поразила и покорила меня необузданностью нрава, своей силой и красотой. Удивительны северные деревья! Их ветви изранены морозами и причудливо закручены сильными ветрами. Вечная мерзлота не дает корням углубляться, поэтому они растут длинными лучами по самой поверхности земли. Сильный ветер легко валит их. Когда дерево падает, эти корни-лучи устремляются вверх,
словно руки, молящие о помощи. Наверное, именно суровая, обреченная красота северных деревьев подтолкнула меня к увлечению корнепластикой и лесной скульптурой.

Есть особая прелесть в этом занятии. Перед мастером стоит сложная и увлекательная задача – разглядеть в хитросплетении ветвей, корешков и наростов деревьев намек, который дарит ему природа, с тем чтобы освободить пойманный образ из материала. А процесс творчества начинается уже на этапе поиска заготовки для будущей работы. Этот интересный и важный этап в создании будущей скульптуры сродни кладоискательству. Чувства обостряются, а сердце замирает в волнении от возможной предстоящей встречи с удачной находкой. Мечта каждого охотника за трофеями – найти заготовку с полностью завершенным типажом или образом, но – увы... Это случается крайне редко.

Одним из примеров такой удачи в моей практике является работа «Хочу бодаться».

Когда сын притащил мне обломок липового корня, меня сразу осенило, что он напоминает «корову на льду». И пусть в процессе работы над образом корова превратилась в симпатичного задиристого бычка, однако образ в основном был угадан молниеносно и правильно.

Случается и по-другому. «Метающий тынзян» пролежал у меня около двух лет.

Я крутил эту коряжку в руках много раз, смотрел и ничего в ней не видел. И вдруг – вспышка! Я не могу объяснить, как это происходит, но наступает момент прозрения, и в голове рождается почти готовый образ. Наверное, кладоискатель испытывает подобные чувства, когда после долгих безрезультатных поисков, уже потеряв надежду, внезапно натыкается на клад. В такие моменты ты вдруг ощущаешь себя нужным звеном единой цепи материального мира. Не напрасно именно тебе природа-мать «вручила» этот неприметный кусок дерева. Ты смог оправдать ее надежды, смог разгадать и освободить то, что в нем было спрятано. Ради таких моментов стоит ждать, мучиться, терпеть неудачи!

Я уверен, что у каждого мастера, занимающегося корнепластикой и лесной скульптурой, есть большая заветная коробка с наростами, ветками, кореньями – всем тем, что обещает превратиться со временем в героев, забавных животных или сказочных персонажей. Есть такая коробка и у меня. Временами она «отпускает» своих обитателей в руки мастера, с тем чтобы начался творческий процесс поиска образа. Я медленно перебираю содержимое коробки, внимательно вглядываясь в каждую веточку, в каждый корешок. Мысленно что-то отсекаю или добавляю, стараясь уловить и развить те призрачные ассоциации, которые возникают в моем сознании. И пусть многим из моих «подопечных» суждено вернуться назад в коробку, но иногда все же случается маленькое чудо: кто-то из них задерживается на моем столе, чтобы по прошествии времени родиться в новом образе.

Отыскался образ и для неприметной березовой веточки. Не помню даже, когда и почему она оказалась в моей коробке. Но, побывав в моих руках не один десяток раз, она превратилась наконец в забавного птенца, который удивляется, почему же крылья не растут? По иронии судьбы отсутствие крыльев не помешало птенцу найти нового хозяина и долететь до Великобритании, и сейчас, я надеюсь, он спокойно поживает в частной коллекции.

Почти о каждой моей работе можно рассказать небольшую историю. «Верблюжонок», например, долгое время «простоял» вверх ногами в вазе в качестве элемента икэбаны. Причем он мог бы стать и жирафом, так как имел очень длинную шею, но характерный ее изгиб убедил меня в том, что это все-таки верблюжонок.

Резвящаяся рыбка – это несостоявшаяся русалка, которая ну никак не хотела у меня получаться. Процесс осознания, что этот корешок «желает» быть просто рыбкой, а не русалкой, затянулся года на полтора.

А вот «Кикимора» сразу согласилась стать кикиморой. А кем бы она ещё могла стать с такой «модельной» внешностью?

В корнепластике очень важно не «зарезать» работу. Нужно уметь вовремя остановиться, не нарушить баланс природного и привнесённого тобой, не лишить природу её «авторских прав». Важно сберечь то, что делает дерево живым, тёплым и неповторимым – текстуру и цвет. Нелепо, на мой взгляд, смотрится лесная скульптура, покрытая толстым слоем глянцевого лака. Поэтому в отделке своих работ я обычно использую льняное масло или воск, а чаще просто полирую их на чистом войлочном круге.

Хочу со страниц журнала обратиться ко всем сочувствующим, колеблющимся, нерешительным. Резьба по дереву, а особенно корнепластика – прекрасный вид увлечения, отдыха, времяпровождения. Не бойтесь, дерзайте – у вас всё получится!
В жизни всегда есть место… творчеству!

Ключевые слова:

Комментарии

Занятие корнепластикой, покоряется людям с особым складом ума. Умеющим видеть суть предмета, не отвлекаясь на лишнее. Давно мечтаю освоить это искусство, но увы... Разглядывая, веточки, капчики, коряжки, корни и сувели - вижу только вазы и икебаны... Мозги "причёсаны" как евроремонт. Но каждому свой пень, как говорится!

За это сообщение сказали спасибо Владимир ПОПРЯДУХИН +1
4 февраля, 2016 - 08:48
Аватар пользователя ВИКТОР СЫСОЕВ

Да, Владимир, я полностью солидарен с Вами. Я сам начал серьезно заниматься резьбой лет с 40, и именно с корнепластики. А началось все с книги Д. М. Гусарчука 300 ответов любителю художественных работ по дереву. Посмотрел, и стукнуло в голову : Господи, да я и сам такое смогу. Начал с простейшего. Да и сейчас основное - корнепластика. Ведь главное здесь - увидеть, что создала природа, а остальное дело техники. Успехов тебе, Владимир, побольше интересных коряг и капов .

За это сообщение сказали спасибо Владимир ПОПРЯДУХИН +1

Полностью с Вами согласен.Вытащить из куска дерева (не важно сувель это,корень или просто узловатая ветка) образ, несущий эмоциональный заряд, и является,на мой взгляд, творчеством. Корнепластика- одна из отдушин советской интеллигенции 70х-80х годов.Основная идея -первичным является дерево,его форма,текстура,состояние.Поиски образа, для заготовки из" коробки", иногда очень увлекательны,иногда-мучительны,но все оправдывается если "деревяшка"удалась.
Бывает очень обидно, когда найденный материал, подгнивший.но и из такого дерева можно" вытянуть"образ.
Вопрос мастерам:Есть ли способы закрепить(стабилизировать)подгнившее дерево не сильно изменяющие цвет?Я пользуюсь очень жидким нитролаком,но это не всегда устраивает. С уважением ГАГ.

ГАГ

За это сообщение сказали спасибо Владимир ПОПРЯДУХИН +1

Есть такой клуб московский "Природа и творчество" - http://pritvor.com
Там ребята-корнепласты консервативные, например считают плохим тоном делать вставки в работы "чужеродные". Показывал одному мастеру свою собачку, где отрезана ветка, повернута и сделана голова собаки, а вместо глаз деревянные бусины ) Говорит - у нас считается это "не кошерно". А по мне -предрассудки!

1

Насчет Клуба"Природа и творчество"-"плавали,знаем."Первый раз туда попал в 1982 году по рекомендации одного хорошего ,к сожалению ныне покойного, человека.Не срослось.Потом была попытка в 1990 году,аналогично.Очень консервативная организация,но может по этому и существует так долго?Работы членов этого клуба,по моему мнению, всегда можно узнать по великолепной отделке и обилию лака или воска, что не всегда идет на пользу работе.По моему мнению, в корнепластике нужно смелее проявлять задуманный образ,но,естественно,без фанатизма.ГАГ

ГАГ

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

В корнепластике, на мой взгляд, важно не прогнуться полностью под ветку. Самый сложный вид творчества. Всегда когда берёшь кого-нибудь в соавторы, сложно бывает )

За это сообщение сказали спасибо Геннадий Горшков +1

слазил на сайт ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО... оказывается, клубу 55лет!!!... молодцы канешна но... по моему они там погрязли в коррупции и кумовстве --- одни старики, не нашёл молодых лиц, как ни старался1

За это сообщение сказали спасибо Геннадий Горшков +1
4 февраля, 2016 - 21:23
Аватар пользователя ВИКТОР СЫСОЕВ

Геннадий, а сейчас очень много средств , предотвращающих дальнейшее гниение - Акватексы, биотексы и т.п, ну. естественно, если еще сверху закрепить лаком ...

За это сообщение сказали спасибо Геннадий Горшков +1

Коллеги, спасибо всем, кто прочитал статью и не остался равнодушным!

За это сообщение сказали спасибо Алексей Новиков, Геннадий Горшков +2
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье