-

Визитки мастера

не выбран
-, Высота 21 см. 1997 г. , 1997 г.

"Старик и море" по Эрнесту Хемингуэю

дата публикации 21.02.2010 г. в 00:00
бивень мамонта, , 40 см, 2009 г.

С литературой с самого детства меня знакомил отец. Он читал мне вслух произведения великих писателей, посвящал в таинства поэзии. Так, будучи ещё мальчиком, я узнал об Эрнесте Хемингуэе. Его жизнь и его творчество невольно заставляют каждого читателя задавать себе вопрос - достойно ли ты живёшь, человек?
Знаю заранее, что мне не удастся передать невероятные эмоции от повести "Старик и море". Глубокий эмоциональный след оставил в моей душе не сюжет, сжимающий сердце. Поражает то, как простыми словами передается философия всей жизни на планете, - ты ощущаешь себя и одиноким, но сильным стариком, и огромной обречённой рыбой, и маленькой птичкой, и самим морем. Становятся понятными слова Джона Донна, использованные Хемингуэем в качестве эпиграфа к книге "По ком звонит колокол" : "Не спрашивай, по ком звонит колокол, - он звонит по тебе". Мне не поднять этот пласт чувств, для этого нужно быть Хемингуэем. Но я хочу попытаться выразить своё отношение к писателю и его творению. Это психологическая задача. Технически "Старик и море" - самая сложная из всех моих скульптурных композиций. Технические проблемы неразрывно связаны с масштабностью произведения. Маленький, но очень сильный человек, огромная, самая быстроходная и самая сопротивляемая рыба - синий марлин, длиной около 5,5 метров, бескрайнее море, и я, реалист, который не умеет уйти от диктата пропорций.

,

Комментарии

Итак, проблема первая. Что является кульминацией произведения? Сцена победы над рыбой, борьба с акулами? Я не смог ответить на этот вопрос однозначно и решил сделать триптих. Первая часть - победа над рыбой, но не тот момент, когда сердце марлина пронзает гарпун. Не хочется изображать негатив. Первая часть - это последний прыжок рыбы, эта борьба за жизнь, когда силы обоих ещё равны. Вторая часть - борьба с акулами, третья - Сантьяго, спящий на стуле и видящий во сне львов. Проблема вторая. Скульптура не позволяет показать реальные размеры моря и последовательность событий. Поэтому, насколько могу, прибегаю к условности. Хочу показать, как огромная рыба вышла из моря, увлекая за собой массу воды, заливая лодку, вздыбленную рывком рыбы через бечеву, которую старик отпустил только через мгновенье после рывка. Несмотря на мою склонность к реализму, сцена совершенно нереальная, но, на мой взгляд, способная решить задачу выразительности. Итак, "действующие лица": Старик, рост 170-175 см. Рыба, длина 530-540 см. Лодка, длина 470-480 см. Всплеск и пена. Море необъятное.

Теперь нужна информация. Перечитываю биографию Хемингуэя, затем саму повесть. Набиваю папки "Волна", "Рыба", "Лодка", "Старик". Помогает отец, интернет, мастера из клуба "Резьбадерево" на сайте Олега Смирнова, потрясающий мультфильм Александра Петрова (правда, заметно сокращённый), менее удачный, на мой взгляд, кинофильм 50-х, снятый ещё при жизни писателя режиссёром Джоном Стерджесом. Далее рисунок и общие размеры.
Размер всей композиции задаёт рост человека, при котором я могу достаточно подробно показать лицо и кисти рук - 11,5-12 см. Это предельный размер для моего зрения плюс очки, плюс сверху бинокуляр +2,5 (а для изготовления глаз фигуры +3,5). При таких размерах старика рыба должна быть длиной 36-37 см, а общая высота более 40 см.

Пролепливаю схематично в пластилине, поправляю в фотошопе и приступаю к материализации. Апрель 2009 г.

Первое - подставка - море необъятное, которое уменьшаю до трёхглавой волны в виде птицы. Диаметр подставки для бивня слишком велик. Я покупаю кусок липы, пролежавшей 20 лет. Александр Коняев когда-то говорил, что резать из такой древесины дело неблагодарное, лучшая выдержка - 1,5 - 2 года. Да ведь тогда меня это не касалось, и вспомнил я его слова, когда начал резать. Одно волокно твёрдое, как камень, другое рыхлое, огромное количество мелких трещин и полное отсутствие знаний и опыта, что с этим делать. Спасибо коллегам на форуме, помогли дельными советами, но главный итог - не использовать эту подставку. Со временем, соглашаюсь и принимаю решение: по этой модели отлить бронзовую подставку. Чёрная бронза с небольшими потёртостями - проверенное сочетание с костью. Но до этого ещё далеко.

Далее рыба и лодка. Май. Уже на подходе стол и дверки для "Алисы". Голова там, в шахматах, в механизме, который ожидает своё новое "одеяние". А руки здесь. Руки без головы не самый лучший инструмент для серьёзной работы. Нахожу отличный кусок бивня с трещиной, делящей его на две половины, одна для лодки, другая для рыбы.

Рыба получается достаточной длины, если приклеить хвост и нос. Существуют места, где склейка не наносит вреда композиции, но для носа и головы соединение клеем нежелательно. Долго мучаюсь, ведь нос тонкий, стачивать до него полубивень, или отрезать кусочки жалко, да и рыба получится уже меньшего размера, что же тогда со стариком?

Знаю, что нельзя так делать, но закрываю глаза на нерешённую задачу с размером старика и иду на уменьшение рыбы, и в качестве самого веского аргумента принимаю возможность большего изгиба рыбы в данном куске (изгиб оказался недостаточно эффектным и в этом случае). Так иногда поступают пешеходы, которые, перебегая дорогу в неположенном месте, отворачиваются от несущейся на них машины, рискуя жизнью, но перекладывая свой страх на водителя. В данном случае я и пешеход, и водитель, и от ответа мне не уйти. Итак рыба - 31 см вместо 36-ти, соответственно лодка - 28. Старик - 10! Я не справлюсь. Наслоения оптики искажают детали, приходится фотографировать, сравнивать то что я вижу на фотографии с тем, что перед глазами за оптической завесой и делать интуитивные поправки. Но даже, если справлюсь, зритель не станет рассматривать на 40-ка сантиметровой композиции детали 12-ти миллиметрового лица. Надо хорошо подумать.
Пока займусь всплеском.

Подготовка материала для всплеска. Всплеск от выхода рыбы из воды должен будет состоять из двух водяных "языков" и облака пены и брызг, на котором будет смонтирована рыба.

Стыковка заготовок для всплеска

Предварительный монтаж заготовки всплеска на волне.

Июнь. Пришли дверки. Я возвращаюсь к "Алисе" на всё лето. Там свои проблемы и их гораздо больше, чем в новой работе.
В августе в целом работа над "Алисой" завершена. Постепенно, сглаживая переход от механики к резьбе двумя небольшими миниатюрами, переключаюсь. Всплывает просчёт, предстоят муки с десятисантиметровой фигурой. Для изготовления скульптуры старика приготовлен кусок идеального "молочного" белоснежного бивня, но настроения нет. Два дня работаю, не понимая конечного результата. Брак. Фигура испорчена. Такое со мной бывает не часто. Полкилограмма идеального бивня и два дня работы в мусорный мешок. По заслугам. Теперь почувствовал: всё внимание, настоящее, концентрированное внимание старику. 12 см однозначно, и тело из тёмного бивня. Пропорции композиции поплывут, рыба не будет такой гигантской, лодка немного мала. С этим придётся смириться, это просчёт. А возможно, это и к лучшему. Ведь реальное соотношение размеров старика и рыбы могло погасить видимость человека в общей массе гигантских объёмов. Внимание старику, это важно.

Бивень! Я плохо обошёлся с тобой. Сожалею.

Внимание необходимо уделить не только непосредственно фигуре старика, но и её позиционированию. Цельные работы из бивня, как правило, более уважаемы заказчиками, чем сборные. Но у цельной фигуры есть очень важное технологическое преимущество. Вращая фигуру в руках, ты видишь все промахи в очертаниях, в чередовании просветов и массивов, легко уравновешиваешь композицию, имея возможность видеть её во всех ракурсах цельной. В сборной фигуре нужно пригнать элементы, зафиксировать их временно, но жёстко и только тогда увидеть ошибки. Но подгонка уже сделана, детали обработаны почти полностью (иначе они бы не встали на место фиксации). Точная фиксация (чтобы деталь не качалась), как правило на двух штифтах, тоже задача не из простых. Надежда только на интуицию. Небольшой люфт лодки в волне, рыбы во всплеске, всплеска на волне, и старик, который должен упираться ногами (тоже соединёнными с корпусом, в жёсткие элементы лодки, уже не совсем туда вытянул руку и совсем не туда смотрит. Поэтому расположение каждого элемента требует очень скрупулёзного подхода.

Предварительный просмотр. Старик пластилиновый, подставка раскрашена под бронзу в фоторедакторе

Итак, старик Сантьяго. Новый кусок бивня, уже не очень подходящий по размеру (продавщица колбасного отдела в советское время сказала бы при таком раскрое "А куда я это дену?"). Исходные размеры бивня не показываю из жалости к нервам коллег-косторезов. Это одежда, или "корпус" старика.

Да, арифметика чувств, формула выразительности, это моё неизлечимое заболевание. Я не умею изображать окружающий мир без логарифмической линейки. За исключением тех случаев, когда присутствует юмор. Но в этом произведении Хемингуэя не до смеха, и я снова беру в руки штангенциркуль.

Из драгоценных запасников достаю цветные куски бивня. Один из них сожержит небольшую зону с резким переходом от тёмно-оранжевого к светло-кремовому цвету. Это будущая голова. Лицо тёмное загорелое, а волосы седые. Кроме того в этом куске есть зелёные вкрапления (из этого же бивня была сделана нэцкэ "Эбису и Рыба Тай", тоже море, рыба, человек). Я надеюсь, что они не испортят фигуру. Их можно рассматривать частично как брызги, частично - как пятна неопасного рака кожи (это есть в описании Сантьяго). Руки и ноги тоже тёмный бивень

Старик Сантьяго на стадии перед точной и финишной обработкой. Подставка отдана под бронзовое литьё.

Конец года. Выполнена бОльшая часть работы, но проблем не убавилось. Подставку отдал скульптору для изготовления восковки. Восковку принял, поправил места сопряжений и ожидал литьё из п.Вишнёвое. Сообщение от литейщиков было не из приятных - не получилось. За испорченную работу они денег не берут. Но уничтожена восковка, с которой скульптор промучился неделю, и за которую я заплатил. Так что, пока раскрашенная липа и перспектива не радует. Возможно, придётся искать новую "породистую" древесину и начинать сначала.

Пока внимательно просматриваю композицию в разных ракурсах, корректирую в фотошопе, затем в оригинале

Немного не закончена лодка, бечева дорисована. По замечанию Олега Дорошенко буду исправлять рисунок на теле рыбы.
Подставку пролили второй раз, ещё более неудачно, чем в первый. Вернулись к первой и после множественных доварок привели её в более менее приемлемый вид. Нужна доводка.
С бечевой тоже вопросы. Я заказал её у ювелира из золота. Хотя очень хотелось, чтобы она была белая, как кость, но из благородного материала. Что-то вроде проволоки под эмалью.

На этом фаза мастер-класса заканчивается. Работа закончена. Готовую композицию в фотографиях и стереопарах выложу в своей галерее.

Иосиф, прочитал как захватывающий роман. Спасибо. Работа захватывающая, чувствуется драматизм борьбы, когда еще непонятен ее исход. Браво...

Спасибо, Саша! Это то, что я хотел передать

Иосиф,работа замечательна!Рассказ(солидарен с Александром Балтером)не менее хорош.Два дня смотрю на эту работу и все не решаюсь писать отзыв.Рекомендаций дать никаких не могу, а похвала (как и монополизм)к хорошему не приводит.Дал возможность высказаться мэтрам.С большим ув. к Вашему таланту.Просто -любуюсь!Игорь

да работа поистине фантастично-реальна!!!!
высочайший уровень мастерства!!!!

Игорь и Павел, спасибо большое за высокие оценки!

27 июня, 2010 - 16:51
Аватар пользователя Владимир

Иосиф, прийми мои ПОЗДРАВЛЕНИЯ !
Работа Безупречна, ПОДАЧА СИЛЬНЕЙШАЯ как всегда. Талант во всех этих ЖАНРАХ ! Мне вдвойне это приятно, я все это вижу в твоей мастерсой, всю твою обстановку: шторы, цвет обоев, диван, зеркало,полки над столом, запах мамонтовой пыли.... :-)))) Что значит побывать у тебя. У меня сильней восприятие твоих работ, чем те, кто не был у тебя в мастерской. Радуй нас по-прежнему. Володя Русинов.

27 июня, 2010 - 17:03
Аватар пользователя Иван ЧОНОВ

Иoсиф , работа замечательная , жду с нетерпением продолжения! Заметка , с точки зрения заядлого рыболова: леска должна быть натянута , бывалый рыболов "не даёт слабины" - да и работе это даст "напряжения"

Спасибо, Володя, спасибо, Иван! По поводу лески было детальное обсуждение на странице готовой работы:
http://rezbaderevo.ru/foto_big.php?lang=0&gallery=rezchik&idea=0&topic_id=0&izd_id=104528&avtor_id=268&izdelie_vid=0&lines=79&current_page=5

Ссылка вставилась неправильно, но эту страницу легко найти, она идёт сразу за мастер-классом

ИОСИФ , ПОЛУЧАЮ УДОВОЛЬСТВИЕ , ГЛЯДЯ НА ТВОЙ ТРУД ! Вспоминаю нашу встречу у тебя . Приятно видеть , что ты и сейчас в творческой форме ! Твори . не останавливайся ! Будишь в Москве , заходи , пообщаемся , по улыбаемся . Привет передай , всем , кто бывал на наших встречах у САШИ КОНЯЕВА под КИЕВОМ и помнит меня . Какие были душевные встречи ! СКУЧАЮ , НЕ ПЬЮ . ДАЖЕ ЧАЮ ... С уважением , всё тот же , в творческой форме , МИХАИЛ из МОСКВЫ .

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой работе