31 октября, в среду, с 18 часов - встреча мастеров в школе Михаила Ильяева. Худсовет, чай-кофе

Визитки мастера

Плошка из березового сувеля
берeза, 2010 г.
берeза, 24 cm, 2003 г.
берeза, 14х14х10 см, 2012 г.

С ДНЕМ КОСМОНАВТИКИ!

Раздел:

дата публикации 12.04.2018 г. в 14:50

Воспоминания Виктора Суднова о службе на Байконуре
сентябрь 1959 – июль 1971 гг.
В начале сентября 1959 года четверо молодых здоровых, амбициозных минеров-торпедистов, выпускников Каспийского высшего военно-морского училища им. С. М. Кирова в новенькой парадной форме – «морской десант» - высадились на маленькой железнодорожной станции Тюра Там, всего в нескольких километрах от Байконура, куда их распределили по окончании училища.

Байконур встретил песчаной бурей, и морская парадная форма быстро приобрела цвет штанов пожарных. Увы, пескунак – не морской бриз. А новоявленных морских офицеров распределили не на Балтийский, Северный или Каспийский флот, а в Кызылкум – песчаную пустыню в междуречье Амударьи и Сырдарьи, где располагался первый и крупнейший в мире космодром.

В конце пятидесятых годов, по приказу Н.Хрущева шло сокращения Армии и ВМФ, резали корабли, и выпускникам морских училищ на флоте мест не хватало. Что ж, такие тогда были времена…

Прибывших лейтенантов назначили начальниками энергоучастков в формируемую военную часть по обслуживанию ДЭС высоковольтных ТП и ЛЭП. Началась обычная армейская жизнь: дежурства, стрельбища, собрания, командировки, регламентные работы, устранение недоработок проектировщиков и т.п.

Ни у меня, ни у моих друзей минеров-торпедистов не было ни должных знаний о высоковольтном оборудовании, ни опыта работы на нем. Пришлось срочно штудировать техническую литературу, «вгрызаться» в новую для нас тему. Благо жизнь столкнула с замечательными профессионалами, офицерами из энергоотдела полигона: А. Бухаровом, Е. Волыжанином, В. Филипповым, В. Чернятиным. Их опыт, знания, доброжелательное отношение помогли быстро освоиться на новом месте, и в дальнейшем не уронить честь Каспийского военно-морского училища.

Да вот беда – у наших подчиненных, сержантов и рядовых тоже не было должной профессиональной подготовки. И мне нередко приходилось во время призывной компании выезжать в командировку в другие города Союза для подбора из призывников нужных нам специалистов недостающего профиля. И за два года срочной службы на Байконуре они превращались в настоящих профессионалов.

Шли годы службы, лейтенанты из «морского десанта» вырастали в капитанов и майоров, заочно оканчивали политехнические институты и академии, и в их званиях появилась приставка «инженер». В 1968 году и я окончил заочно Военно-инженерную академию им. В. В. Куйбышева. Работал в энергоотделе. Был помощником начальника службы ИТС и РВ полигона. По результатам аттестации на классного специалиста Вооруженных Сил СССР некоторым офицерам присваивались очередные классные квалификации. В начале 1971 года мне тоже была присвоена классная квалификация: мастер.

Во время службы на полигоне посчастливилось участвовать в обеспечении электроснабжения практически всех стартов ракет. И что особенно приятно, не было ни одного случая срыва старта по вине энергетиков. Добросовестное служение Родине, ответственность за порученное дело, гордость за причастность к освоению космоса и укреплению обороноспособности страны – это для нас, советских офицеров было главным в той трудной, но прекрасной поре жизни.

Но самую огромную радость я испытал после успешного полета Ю. Гагарина. Как прекрасен был в этот день наш город, весь в красно-желтых тюльпанах! Ленинск вместе со всей страной ликовал и праздновал несколько дней. Но работа – прежде всего. И служба продолжалась. Успешные запуски «Востоков» и «Союзов» с Г.Титовым, В.Терешковой, А. Леоновым и другими летчиками-космонавтами навсегда остались в моей памяти, и до сих пор греют душу.

А полигон тем временем продолжал разрастаться, да и город прирастал новыми скверами, улицами, зданиями. Дом офицеров, Универмаг, книжный магазин, первые детский сад и школа – все это строилось на моих глазах. Семейные офицеры из общежитий и коммуналок переезжали в отдельные квартиры. Улучшилось продовольственное снабжение города, которое в первые годы моей службы было, мягко сказать, не ахти какое. Появилось местное телевидение. «Жить стало лучше. Жить стало веселее»…

Но, что ни говори, а пустыня – есть пустыня. Летом плюс сорок градусов, часто с песчаной бурей, зимой – минус сорок, с жесткой поземкой. Но мы, тогда молодые и здоровые не обращали на это внимания. Была у нас отдушина – протекающая рядом с городом тогда еще достаточно полноводная Сырдарья. В выходные сюда приходили отдыхать семьями. Бывало, в очень душные и жаркие ночи здесь, в прохладе бродили до рассвета чуть ли не все жители города. А вскоре реку стали бороздить катера: заводские и самодельные. Я тоже построил катер, а потом и небольшую яхту, на которой под алым парусом ходил по Сырдарье и по Аралу. Молодые были, романтичные!

Тогда многие увлекались туризмом. Устраивали многодневные походы. Однажды на шести катерах группа офицеров под руководством полковника Ю. Львова прошла от Ленинска по Сырдарье через Арал, и по Амударье до Нукуса. Мне в том походе доверили быть штурманом. Незабываемые дни!

Была у меня мечта: пройти по пустыне на колесном буере под парусом до самого Арала, хотел обогнуть его с северной стороны и дойти до Каспийского моря. Конструкцию буера разработал сам, и строил его почти год. Долго готовился к экспедиции: тщательно изучил розу ветров, расположение колодцев с пресной водой, выверил до километра весь маршрут. И вот торжественный старт. Парус поднят, друзья офицеры прокричали напутственные слова, майор Герман Никитин подтолкнул яхту, пожелав попутного ветра…

Но моей мечте не суждено было осуществиться. Закрытый объект Байконур именно в этот день, 25 июня 1966 года посетил генерал Де Голь, в сотрудничестве с которым наше правительство было весьма заинтересовано. Выезд за пределы Ленинска был временно закрыт…

Через несколько дней изменилась роза ветров, и мой поход уже не мог состояться. Служба, текучие дела, подготовка к новым пускам отодвинули исполнение моей мечты на годы, а потом – и навсегда. Первую экспедицию по пустыне на колесном буере осуществил в 1967 году французский генерал Жан де Буше, который предпринял поход через пески Сахары в сопровождении нескольких буеров. Так два великих француза украли мою мечту первопроходца пустынь под парусами.

В 1971 году служба на Байконуре закончилась: приказом министра обороны я был переведен в академию им. Куйбышева на кафедру электроснабжения специальных объектов и войск. С 1973 по 1990 год служил в Воениздате МО СССР редактором, затем главным редактором. Уволен в запас в звании капитана 1 ранга. Последняя должность, уже гражданская – главный технолог издательства.

Еще на Байконуре занялся резьбой по дереву. Сейчас – военный пенсионер с активной жизненной позицией. Устраиваю выставки резчиков, в том числе международные, совместно с Московской палатой ремесел организовал школу-студию «Сувель», где преподаю до сих пор. Осилил книгу: "Резьба по дереву. От простого к сложному. Практическое руководство по художественной обработке капов и сувелей".

Среди московских резчиков оказалось много моих друзей по Байконуру: Ю. Бохоров, Ф. Галкин, А. Почтарь, Н. Сильничев и др. Так уж случилось, что вновь увиделся с ними только здесь, в Москве, на совместных выставках. Встречаясь, вспоминаем молодые годы, совместную службу, наш славный город – Ленинск, друзей и товарищей. Жизнь продолжается, но годы на Байконуре – лучшие годы нашей жизни – всегда с нами, в сердце и душе.

Записала Ирина Антипина

К статье В. Суднова «Воспоминания о Байконуре»

Виктор Петрович Суднов — бывший военный. Его биография типична для человека, рожденного перед войной 41 года. Сын репрессированного, в 16 лет он ушел из дома, чтобы строить Волжскую ГЭС. В капсуле, замурованной в основании плотины, есть и его имя.
Полжизни в рядах Советской Армии: Каспийское высшее военно-морское училище им. С. М. Кирова - Байконур — академия им. Куйбышева — Военное издательство МО СССР. Весьма успешная военная карьера…

В.П. Суднов – капитан 1 ранга запаса, ветеран Байконура, главный редактор Военного издательства, человек творческий и увлеченный, и на пенсии нашел дело по душе. Еще служа на Байконуре, он в свободное время начал заниматься резьбой по дереву. Но сначала были увлечение чеканкой, строительство катеров и яхт, походы по Аралу и рекам Средней Азии, гонки по пескам на колесном буере и многое-многое другое.

После ухода в запас — новая жизнь и старое увлечение резьбой. Истоки его сегодняшнего стиля резьбы по дереву — это искусство народных резчиков глубокой старины.

В период с 2010 по 2018 год Виктор Суднов организовал и провел девять выставок резчиков России и стран СНГ в ЦКИ "Меридиан" (Москва).

В 2016 году персональные выставки В. Суднова в галереи ЮЗАО «Листок» и в Международном фонде С. Эрьзи были посвящены его восьмидесятилетию.

В марте 2017 года в ЦКИ «Меридиан» прошла еще одна персональная выставка В. Суднова: «Учитель и ученики», где были представлены не только работы мастера, но и работы выпускников школы-студии «Сувель».

Выставки народного мастера России Виктора Суднова неизменно пользуются огромным успехом.

Открытие выставки "Вторая жизнь дерева-2018" в ЦКИ "Меридиан" (Москва)

Картинки с мартовской 2017 года выставки:

http://da-masyanya-ya.livejournal.com/65132.html

Комментарии

Всех причастных к этому празднику ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

С уважением,
Виктор

Мои поздравления!!!

C уважением, И.В.

Мне довелось побывать на Байконуре уже много позже в 80-х годах. Осуществляли контроль за подготовкой МКС "Буран" и проведением некоторых испытаний на 13ой площадке, где и жили вахтовым методом- по месяцу. Ленинск я увидел уже вполне обжитым городом. Ездили мы туда в редкие выходные на мотовозе и успевали и книжный зайти, и в ресторане (напротив Универмага) пообедать и к речке сходить. К сожалению после запуска МКС тема стала не актуальна, но это время постоянно вспоминается. Присоединяюсь к поздравлению . С ДНЕМ КОСМОНАВТИКИ! Спасибо.ГАГ.

ГАГ

13 апреля, 2018 - 23:31
Аватар пользователя Александр КОЗЛОВ

А я в детстве мечтал стать космонавтом.Готовился,проходил предполётную подготовку- прыгал с крыш в сугробы,скатывался с горы в автопокрышке,дрался с "инопланетянами"...потом призвали в ряды СА... с тех пор горжусь двумя людьми в этом мире: Гагариным и Ньютоном. Первый пытался свалить с этой планеты,а второй доказал ,что это невозможно ..
С днём космонавтики !

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье