"Реальная история Пиноккио". Вымысел или быль?

дата публикации 10.12.2018 г. в 16:28
  • 12
  • 697 просмотров
  • 8 комментариев

От редактора

На эту тему масса статей в Интернете, в которых утверждаются нижеприведенные факты. Вымысел ли это или реальность - остается гадать.
Некоторые фото кажутся фейковыми, однако ....

------------------

В 2001 году группа американских археологов проводивших раскопки во Флоренции, проходя мимо церковного кладбища, обнаружили захоронение некоего Лоренцини. На могильной плите было указано, что он известен под псевдонимом Карло Коллоди и что это автор знаменитой во всем мире сказки «Приключения Пиноккио». В печали постояв на могиле писателя, археологи продолжили свой путь. Но вдруг, один из ученых окликнул остальных: Смотрите, какое смешное совпадение, совсем рядом с прахом Коллоди покоится Пиноккио!…

На могильной плите Пиноккио Санчеса значилось, что он появился на свет в 1790 году, а не стало его в 1834-м. Значит, взрослый Пиноккио Санчес теоретически мог общаться с ребенком Лоренцини.

Эксгумация

Так неужели у деревянного героя знаменитой детской сказки был настоящий прототип? Маловероятно. Эта загадка показалась археологам настолько интересной и важной, что они, в ущерб основной работе, приступили к расследованию. Но ниточки, за которую можно было бы ухватиться, не находилось.

Американцы решили, что надо или прекратить бесполезные поиски, или добиться от итальянских властей разрешения на эксгумацию Санчеса. В ответ на запрос археологов итальянцы поинтересовались: а каким образом останки тела Пиноккио помогут установить истину?

Внятно объяснить это археологи были не способны, ведь слово «интуиция» для чиновников любой страны – пустой звук.
Не имеет смысла описывать усилия, которые ученым пришлось приложить, чтобы достичь желаемого – это очень длинная история. Главное, что право на эксгумацию они в конце концов получили.

Тело извлекли из могилы и подвергли экспертизе.

Деревянный прототип

Интуиция американцев не подвела. Оказалось, что предполагаемый прототип деревянного человечка и сам оказался в значительной степени… деревянным. По крайней мере, вместо ног у него были деревянные протезы, а на месте носа красовалась деревянная вставка.

На одном из полуразвалившихся протезов обнаружилось клеймо с инициалами мастера Карло Бестульджи.

Несказочный-Пиноккио

Теперь дела у археологов пошли веселее. Во-первых, у них самих появился стимул для дальнейших поисков истины, а во-вторых, находку оценили и итальянцы, которые теперь с благодарностью помогали исследователям.

Руководство Флоренции было заинтересовано в том, чтобы в списке туристических приманок появился очередной, да еще и такой необычный пункт. Совместными американо-итальянскими усилиями удалось найти церковные записи, в которых рассказывалось о Пиноккио.

Судьба солдата

Оказывается, Пиноккио был карликом. Но это не помешало призвать его в армию, где Санчес отслужил 15 лет.

Малый рост не освобождал Пиноккио от тягот солдатских будней. Однажды во время учений в горах, когда другие воины легко перепрыгивали препятствия, коротконогий Санчес сорвался со скалы, переломав себе нижние конечности и раздробив нос.
Пиноккио выжил, но лишился обеих ног. Кроме того, вместо носовой перегородки у бывшего солдата красовалась теперь деревянная вставка. Замечательный мастер Карло Бестульджи еще больше «одеревянил» его, изготовив протезы.

По возвращении Санчеса из армии никого из родных у него уже не осталось. Пиноккио научился мастерски пользоваться протезами, но работать все равно не мог. Полученные при демобилизации деньги кончились, и теперь Пиноккио голодал. Сердобольные соседи его подкармливали, но и сами они не всегда могли похвастаться достатком. Поэтому иногда несчастный ложился спать на пустой желудок.

И вот однажды Санчес отправился на рынок, где надеялся вымолить у торговок хоть какую-нибудь еду. Там его заметил хозяин одного из балаганов. Он сразу решил, что карлик, да еще и инвалид, может оказаться в его делах очень полезным. Хозяин пообещал Пиноккио, что если тот овладеет несколькими нехитрыми трюками, то он возьмет его к себе на работу. Пиноккио с радостью на это согласился. С тех пор он выступал на ярмарках и в балаганах и до самой смерти больше не голодал.

А смерть маленького человечка наступила не в результате тяжелого заболевания, а из-за того, что Санчес совершил серьезную ошибку во время исполнения одного из своих трюков и разбился.

И все же, несмотря на имя и «деревянность» Пиноккио, еще нельзя было безоговорочно утверждать, что Санчес – прототип знаменитого сказочного мальчика. В цепи этих доказательств явно не хватало последнего звена. Но больше никаких документов, в которых упоминался бы Пиноккио, найти не удавалось.

Несостоявшийся священник

Тогда исследователи решили внимательней присмотреться к личности Карло Лоренцини-Коллоди. И мать, и отец Карло прислуживали в одном из флорентийских домов. Работали они очень много, ведь им нужно было содержать десятерых детей.

Своего старшего сына Карло родители отдали учиться в семинарию. Окончив это учебное заведение, юный Лоренцини священником так и не стал. Он начал писать статьи и рассказы для газет и журналов. Когда понял, что может зарабатывать этим, начал издавать собственный сатирический журнал.

В 1850 году выпустил роман, отзывы о котором были очень неодобрительными. Понимая, что на его фамилию у критиков теперь долго будет аллергия, Лоренцини решил взять псевдоним Коллоди. Так называлось селение, в котором родилась его мать.

Популярность пришла к Карло в 1856 году, когда вышел из печати его роман «Пар». Но мировой знаменитостью Коллоди стал после написания им «Приключений Пиноккио».

Умер Карло Коллоди во Флоренции. Произошло это печальное событие 26 октября 1890 года. Похоронили писателя на кладбище при церкви Сан-Миниато-аль-Монте. Именно там американские археологи и обнаружили две могилы, о которых шла речь в начале нашего повествования.

Сюрприз

Американцы начали досконально изучать жизнь и работы Коллоди. Дошло до рукописей, писем и других оставшихся после него бумаг. Но никакого намека на знакомство с самим Пиноккио, или хотя бы с его судьбой, найдено не было. Ученые решили поискать потомков тех, от кого писатель получал корреспонденцию. Кто знает, возможно, он излагал кому-то эту волнующую его информацию.

Однажды в гостиницу к американцам пришел корреспондент местной газеты, который предложил написать статью о прототипе Пиноккио. Ученые согласились поговорить с журналистом, но попросили его ничего пока не публиковать. Они обещали, если их поиски увенчаются успехом, сообщить ему об этом первому. Журналист дал слово их просьбу выполнить, и все же через три дня статья в газете появилась.

У проштрафившегося корреспондента еще и хватило наглости через некоторое время заявиться в гостиничный номер исследователей. При этом итальянец ничуть не был смущен, а наоборот, широко улыбался:
– Уверен, вы немедленно смените гнев на милость. Ведь я к вам с сюрпризом, да еще и с каким!

Журналист извлек из кармана письмо, которое немедленно зачитал:

«Я потомок кузины Карло Лоренцини. В нашем роду не принято уничтожать письма, потому что мы считаем их истинной документальной историей. Сохранилась и почта, которую присылал Коллоди. Прочитав статью, я понял – то, что ученые ищут, находится у меня.
Я человек пожилой, самому мне выбираться из дома трудно, а потому жду их у себя дома. Передайте им, пожалуйста, мое письмо».

Доказательства

На это приглашение археологи отозвались немедленно. Увы, от нужного им письма остался только пожелтевший обрывок. Но зато какой:

«…оя дорогая кузина, ты спрашиваешь меня о ближайших планах. В прошлом послании я сообщал тебе об этом несчастном и очень мужественном человеке – Пиноккио Санчесе. Очень хочу о нем написать. Сначала думал сотворить серьезный роман. Но почему-то начал делать сказку для детей. Почему сказку, сам не пойму. Ведь жизнь Пиноккио была трагичной, а не сказочной. Во что это в конце концов выльется, не знаю.
Кстати, ты обеща…»

Что обещала кузина своему брату, исследователи так и не узнали. Но в руках у ученых было нечто гораздо более интересное – подтверждение их гипотезы. Оставалось последнее – сделать анализ бумаги и сверить почерк с сохранившимися рукописями писателя.

Анализ показал: бумага, на которой написано послание, – современница Карло Коллоди, и письмо, несомненно, начертано его рукой. Теперь уже ни у кого не было сомнений: да, действительно, многострадальный Пиноккио Санчес и есть прототип одного из самых популярных на нашей планете литературных героев.

Комментарии

10 декабря, 2018 - 17:55
Аватар пользователя Александр Левыкин

Офффигеть...

как-то третья часть засохла...а там как раз должен был появиться и Буратино - Пиноккио...но вторая вельми пророческая: ... https://www.proza.ru/2008/06/19/205

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

А еще в месте слияния Сухоны и Юга нашли клочок старой мочалки которую краеведы идентифицировали бородой деда мороза. Поэтому Великий Устюг признали родиной Д.Мороза. А г. Гороховец Владимирской губернии (ховается за горами, с трассы не видно) признали вотчиной царя Гороха. А главной причиной парникового эффекта признаны не мангровые заросли Южной Америки и Сибирские болота, а сильно пердящие коровы. А наш город Ржев - колыбелью мифического дракона (пещерку там нарыли). А если сложить в кучку все фрагменты "креста господня" получится несколько ж.д. вагонов. А..........нетленные шедевры классиков живописи находят , регулярно, на парижских (и не только ) чердаках. А скальпы в пиндосовских войнах начали добывать мерзкие краснокожие и никак не доблестные воины регулярной армии. А голодомор в незалежной устроила совдепия (голодомор - начало 30-х, хохлов заманили в ссэрию в 1938 годе). А озоновые дыры висят не над мегаполисами с вредными фреоновыми заводами а .....где попало.А ещё - Гоголь в гробу перевернулся, неряшливая эксгумация здесь не причём........Эх. устал за Буратину.

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1

проверил по разным источникам - данные совпадают

ниже точно фейк, остальное похоже на правду. Впрочем, если есть опровержение, а не домыслы, я допишу, что это сказка

1

Прямых опровержений добыть невозможно, мы же не копали вместе с американцами. Только косвенные и из других областей. Например медицина. По телеку выступал какой то титулованный медик. Тема - чудесные исцеления. Типа кто то заболел чем то ужасным, медицина оказалась бессильной а этот кто то избавился от недуга мочой молодого удода. Ребята, говорит медик, это сказки. А в чём причина? Причина, говорит медик, в изначально неправильном диагнозе. Как у нас обстоит дело с диагностикой мы представляем. Сам через это прошел. Возразить сложно. Или религия. Там тоже чудес хватает. Интересен алгоритм признания необъяснимого явления чудом. Этим правом признания обладает только епископ данной епархии......Пошёл слушок что где то, кому то, кто то явился со всеми вытекающими. Епископ поручает викарию (заместителю) провести служебное расследование. Викарий беседует с приходским священником и не только и необходимую инфу получает (тайна исповеди она для мирян тайна, а для своих вовсе не тайна). Оказалось что есть свидетели данного явления. Свидетели - это не гуд, говорит епископ. Ты, дорогой. возьми себе на заметку сие чудо. Вот когда свидетели уйдут в мир иной тогда и вернёмся к теме. Поэтому чудесами. как правило, признаются дела давно минувших дней. Мир наш полон мистификаций проверить кои мы не в силах. А здесь - сказочный персонаж.......Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники.

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ, Олег Яшкин +2

Руководство Флоренции было заинтересовано в том, чтобы в списке туристических приманок появился очередной, да еще и такой необычный пункт.

Вот, кажется, ключевая фраза во всей этой истории. А все остальное не о чем, раздутая "сенсация". Хотя сама статья очень интересна, с точки зрения описания процесса. Что послужило толчком для творчества? Да, вероятно вероятно карлик со многими деревянными протезами, (особенно вероятно впечатлял нос) выступающий в балагане, привлекал внимание, особенно если это сосед и вся история жизни знакома. И её захотелось описать. И что в этом необычного? Особенно если это твой хлеб и поиск сюжетов, это и есть зарабатывание хлеба насущного. Толчок к творчеству может быть любой , даже "волшебный пендель". А что получилось? Так это творческий процесс :) . Каждый кто это проходил, скажет, что часто заносит совсем не в ту сторону, как планировалось изначально. Сказал своим произведением, что на душе накипело, что хотелось сказать, что казалось правильным и необходимым, чем хотелось предостеречь и оградить. Да и планирование это процесс не менее творческий :).
А создание "сенсаций" это процесс ещё более творческий :), да еще и хорошо оплачиваемый. Вероятно "отцы города" решили это хорошо профинансировать, если даже дали разрешение на эксгумацию по подозрению и интуиции :)

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ, Олег Яшкин +2

тайна исповеди она для мирян тайна, а для своих вовсе не тайна

Есть такой обходной маневр - исповедь. Только использовать и разглашать нельзя, а для понимания процесса вполне достаточно. И в истинности происшедшего сомнений не возникает.

Очень рекомендую фильм Коэнов "Баллада Бастера Скраггса" - одна из баллад про человека без рук и ног, который выступал в балагане.

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье