Рама для зеркала "Мистерии Митры"

дата публикации 30.01.2014 г. в 20:38
  • 5
  • 1996 просмотров
  • 6 комментариев
липа, _живопись, масло, акрил, 30 - 40 см., 2014 г.

Мисте́рии Ми́тры — мистический религиозный культ, сложившийся вокруг бога Митры, распространившийся в римской армии в I—IV веках н. э. Сторонники культа создали сложную систему посвящения, включавшую семь ступеней инициации и ритуальные трапезы.

Лестница с семью пере­кладинами является символом в митраистской инициации. Эта лестница первоначально была пирамидой с семью уступами.

В мистериях Митры ритуальная лестница («высшей точки») имела семь ступенек, каждая из особого металла. Согласно Цельсу (Ориген, «Против Цельса»), первая ступенька была свинцовая и соответствовала «небу» Сатурна, вторая — оловянная (Венера), третья — бронзовая (Юпитер), четвертая — железная (Меркурий), пятая — из «денежного сплава» (Марс), шестая — серебряная (Луна) и седьмая — золотая (Солнце). Восьмая ступенька, по сообщению Цельса, — сфера неподвижных звезд. Поднявшись по этой ритуальной лестнице, подвергающийся инициации, по сути дела, проходил через «семь небес» и таким образом достигал эмпиреев.

Как и все древние мистерии, митраистские имели своей целью преображение человеческой природы через очищение и символическую смерть, после которой адепты возрождались к вечному блаженству. Для одних они были источником эзотерических знаний, для других — надеждой на бессмертие. В прохладном мраке подземных храмов, озаренных лишь светом факелов, митраисты отправляли свой таинственный культ.

Прошедшие низшие ступени обладали весьма ограниченными знаниями и прислуживали принявшим высшие посвящения, чести принадлежности к которым удостаивались лишь избранные.

Первые три ступени назывались «Служители». K ним относились «Ворон», «Скрытый» и «Воин». Они находились под планетарным покровительством Меркурия, Венеры и Марса соответственно. В древней Персии, где тела умерших, оставленные на площадках похоронных башен, являлись ритуальной добычей ворона, «Ворон» символизировал смерть. От «Скрытого», носившего на челе вуаль и в руках лампу, свет истины был затемнен завесой повседневности. «Воину», коленопреклоненному и обнаженному с завязанными глазами и руками, на острие меча предлагалась корона. Отказываясь от этой чести, он перемещал корону на плечо, после чего путы из цыплячьих жил разрубались одним ударом меча.

С этого времени Митра полностью руководил своим преданным слугой, отказавшимся от собственной воли и вступившим в битву с низменными аспектами своей природы.

Высшие степени посвящения открывались «Участникам». K ним относились «Львы», находившиеся под покровительством Юпитера. Они следили за священным огнем и приготовлением трапезы, которая была аналогом пира Митры, когда перед вознесением на Солнечной колеснице вкушались хлеб и вино. Во время ритуала нельзя было прикасаться к воде и потому руки омывались медом.

«Перс» — следующая высокая ступень иерархии, которой покровительствовала Луна, символизировавшая разрушение низших аспектов человеческой природы. Очищение медом связывалось с чистотой и плодородием Луны.

«Cолнечный Bестник» находился под знаком Солнца, его атрибутами были лучистая корона и факел. Посвященный облачался в красные одежды — цвета крови, Солнца и огня. Во время священной трапезы он выступал в роли Солнца и сидел рядом с воплощением Митры.

На вершине иерархии находился «Отец», которому покровительствовал Сатурн. Он был высшим авторитетом митраистской общины и, будучи избран самим богом, носил фригийский колпак, перстень и жезл как символ духовной власти. «Отец отцов» объединял под своей властью все общины.

Типичный митреум представлял собой простую прямоугольную камеру, располагавшуюся, как правило, в подземном гроте. В оконечности она украшалась небольшой аркой. На площади приблизительно 23 на 10 метров для участия в ритуале собиралось до 30 посвященных. В центре или у стены размещался алтарь, украшенный сценой тавроктонии — Митра, пронзающий кинжалом быка. По сторонам от алтарного рельефа иногда размещались две фигуры во фригийских колпаках. Одна держала факел поднятым вверх, другая — опущенным к земле, что, видимо, символизировало восход и закат Солнца.
Культ Митры получил очень широкое распространение, и считается, что он существовал приблизительно до IV века н.э. Официально принято полагать, что он был задавлен развивающимся в Римской империи христианством, но по факту можно говорить скорее о частичном слиянии этих культов, поскольку очень многие традиции солярных культов перетекли в христианство. Достаточно вспомнить хотя бы дату Рождества — 24 декабря, день рождения бога Sol Invictus, римского солнечного божества.
http://www.novaroma.org/nr/Mithras

Комментарии

Путешеству­­ющая душа нуждалась в проводнике­­ и защитнике,­­ в качестве которого и мог выступить Митра — «посредник­­». Не случайно один из адептов персидског­­о божества обращается­­ к «Богу Солнцу Непобедимо­­му Митре поистине ограждающе­­му и бескорыстн­­о внемлющему­­».

Чудо обретения жизни вечной в митраизме напрямую связано с центральны­­м событием основного мифа — жертвоприн­­ошением быка — Тавроктони­­ей. Митра спасает своих приверженц­­ев кровью быка, и эта сцена представле­­на в каждом его святилище. Смысл этого деяния отчасти раскрывает­­ надпись в римском митреуме Санта Приска: «и нас охраняющий­­ вечной кровью». На некоторых тавроктони­­ческих изображени­­ях хвост быка завершаетс­­я колосьями — символом возрождень­­я и обновления­­. Первыми извлекают выгоду из этого чуда божественн­­ые ассистенты­­ самого Митры — Каута и Каутопата.

Также как священные близнецы обретают бессмертие­­, так же и земные члены общины братья-митраисты (fratres) обретают надежду на жизнь вечную. Подвиг Митры с жертвой быка — акт творения. Он повторяет космогонию­­ — создает новую жизнь, что дает шанс и человеку совершить то же самое — возродитьс­­я. Не случайно на стене одного из римских митреумов адепты персидског­­о бога выражают надежду «In Aeternium renatus» (возродить­­ся в Вечности).

Кровь быка дает не только плодородие­­ земле, но и бессмертие­­ тем, кто причастен к священной трапезе митраистов­­.

Ещё одно божество, изображавш­ееся схожим образом, антропомор­фно, в круге Зодиака, иногда обвитого змеей, с крыльями и головой льва – Айон ("Вечность­"). Считался сыном бога времени Хроноса. Почитался в восточных территория­х Римской Империи, также многими персидским­и сектами и астрологам­и (1-3 век н.э).

30 января, 2014 - 23:06
Аватар пользователя Александр КОЗЛОВ

Эк ,глыбоко копнул то как Алексий.На рускый лубок похоже.Вот ,что значит пытливая человеческая натура.Удачи!

Да, некоторая "пряничность" наличиствует...1

Поменял фотографию и решил добавить несколько интересных ссылок по митраизму:

Вокруг света. Заходящее солнце античного язычества: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6932/
Вокруг света. Семь степеней посвящения: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/155/
П. В. Иванов. Сотериологические аспекты митраизма: http://anthropology.ru/ru/texts/ivanov_pv/paradise_07.html
Юланси Дейвид. Загадки митраизма: http://ancientrome.ru/publik/ulansey/ulan01.htm

А мне нравится яркая раскраска! Для некоторых работ, это очень даже уместно! Сам к этому частенько прибегаю! Пусть мир станет чуть ярче и радужнее! Тем более, работа которая несёт в себе столько информации, вызывает восторг! Жму руку! Удачи Вам!

Спасибо, тезка1
Кто то ведется на Образ, кто то на информацию...

За это сообщение сказали спасибо Алексей Новиков +1
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой работе