Полнота пустот Генри Мура

дата публикации 14.11.2017 г. в 14:36

От редактора

Это наиболее полный материал, который мне удалось найти в Сети о творчестве величайшего скульптора-формалиста Генри Мура. Для меня величайшая интрига состоит в том, что я пока не понимаю формалистического искусства вообще, и произведений Генри Мура в частности. Однако мои заочные и очные учителя-скульпторы улыбаются и говорят "разбирайся, Герни Мур величайший классик скульптуры". Приглашаю разобраться и попробовать понять это искусство вместе. Дают скульпторы и подсказки: не всегда нужно искать смысл или идею в формалистичной скульптуре, сама форма определяет гармонию; попробуй просто наслаждаться формой.

Художник и скульптор Генри Мур

Британский скульптор Генри Мур (Henry Moore) принадлежит к числу крупнейших мастеров ХХ столетия, чье оригинальное и глубоко гуманистическое творчество продолжает волновать умы современных людей. Его работы хранятся в крупнейших музеях мира, а монументальные скульптуры украшают площади перед главными общественными сооружениями Европы — зданиями Парламента в Лондоне и ЮНЕСКО в Париже.


Полулежащая женщина. Бронкс. Reclining Figure_1951

30 июля 1898 года в Каслфорде в графстве Йоркшир родился Генри Спенсер Мур.

Британский скульптор Генри Мур (Henry Moore) принадлежит к числу крупнейших мастеров ХХ столетия, чье оригинальное и глубоко гуманистическое творчество продолжает волновать умы современных людей. Его работы хранятся в крупнейших музеях мира, а монументальные скульптуры украшают площади перед главными общественными сооружениями Европы — зданиями Парламента в Лондоне и ЮНЕСКО в Париже.

Родился будущий мастер 30 июля 1898 года в небольшом городке Кастлфорд в Западном Йоркшире.



Hill Arches - Henry Moore

Генри Спенсер Мур был седьмым ребенком в семье горного инженера, поколения предков которого работали на шахтах в Йоркшире. Генри было 11 лет, когда в детской энциклопедии он увидел скульптуры Микеланджело. У мальчика появились кумир и мечта – стать скульптором, подобно великому мастеру Возрождения. После Первой мировой войны Генри учился в художественном колледже в Лидсе, затем – в Королевском колледже искусств в Лондоне, после окончания в течение многих лет работал здесь преподавателем.


В начале 20-х годов Мура часто можно было встретить в залах Британского музея. Его притягивало искусство ранних цивилизаций – ассирийское, древнеегипетское, шумерское, этрусское, африканское, архаическая Греция и искусство доколумбовой Америки – майя, ацтеков, тольтеков, в европейском искусстве – романский и готический периоды.

Working Model for Unesco Reclining Figure 1957 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

Working Model for Unesco Reclining Figure 1957 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

Он верил, что примитивное архаическое искусство несет в себе мощную жизненную энергию – в силу своей естественной реакции на жизнь: прямой, непосредственной, свободной от оков академических традиций. Постепенно складывался его собственный стиль, основанный на материальных природных «органических формах». Мур стремился, чтобы его скульптуры казались творениями самой природы, естественными и вечными, словно они стояли здесь столетиями, меняясь и шлифуясь под напором стихий.

Одним из первых в искусстве ХХ века Мур заставил нас посмотреть на скульптуру не как на анатомическое подобие человека, а увидеть ее частью природного ландшафта. Если присмотреться к полулежащим фигурам скульптора, в них можно увидеть и пологие холмы Англии, и испещренные морщинами от ветра и воды камни и скалы побережья; услышать шум дождя, почувствовать запах моря. Язык, на котором говорил Мур, был принципиально новым явлением для скульптуры ХХ века.




Арка

В своем подходе мастер отталкивался от простой идеи: мы – плоть от плоти, кровь от крови этой земли, воды, деревьев, птиц, рыб, зверей, гор и долин. В работах скульптора ощущается скрытый рост, движение, развитие.

Henry_Moore_at_Kew_Gardens

Подобно неумолимой силе, раскрывающей почки деревьев или лепестки цветов, скульптуры Мура затягивают нас в свое пространство, внутрь углублений, полостей, дыр. И одновременно открывают для нас новые пространства.

Деталь скульптуры в Йоркширском парке

2 Овал_Double_Oval

http://img-fotki.yandex.ru/get/6814/104793308.668/0_c1ec7_18a550f9_orig


Женские фигуры ваятель сравнивал с природным ландшафтом, в котором колени и грудь напоминали горы, овалы плеч и бедер – холмы, а округлые пустоты – пещеры. Даже Землю он считал трехмерной скульптурой.

Скульптура "Овцы"

«Скульптура – это путешествие, – говорил Мур. – Она должна быть видна в сотне разных ракурсов, по-своему открываясь летящей птице или ползущему червю». И помещал свои работы на открытых пространствах, стремясь слить их с окружающим пейзажем. Архитектор, посетивший мастерскую Мура, рассказывал о его работах: «...Скульптуры особенно хороши среди живой природы, ибо становятся частью ландшафта. В их тени прячутся от летнего зноя овцы, причудливые силуэты фигур сливаются с холмами и деревьями».

Скульптура "Овцы"

Скульптура "Веретено"

Король и королева

Одна из самых известных композиций Мура возвышается на вершине холма в Шотландии – «Король и королева» будто парят в небесных просторах.

Король и королева. King and Queen 1952-3, cast 1957

Король и королева. Деталь

Король и королева

Овал с точками

Овал с точками

«Ядерная энергия» (NuclearEnergy)

Большинство своих работ художник создавал для открытого пространства. Одна из самых известных его скульптур - «Ядерная энергия» (NuclearEnergy), которая сейчас стоит у Университета Чикаго, изображает что-то среднее между атомным грибом и человеческим черепом.

«Ядерная энергия» (NuclearEnergy)

«Ядерная энергия» (NuclearEnergy)

Художник считал, что геометрия небоскребов в мегаполисах угрожает скульптуре, подавляет ее. «Лучше ей стать частью самого бедного пейзажа, чем украшать самое прекрасное здание», – утверждал Генри. «Одно из свойств, которое, хочется думать, присуще моей скульптуре, – говорил он, – это сила, прочность, внутренняя энергия». А еще – равновесие, полновесность пластических масс, гармония и покой.




Nasher Sculpture Center


Henry Moore at Kew

Над чем бы ни работал Мур, он постоянно возвращался к одним и тем же волнующим его темам: взаимоотношения между внешним и внутренним, плотью и оболочкой, силой и уязвимостью. В творческой вселенной скульптора царил человек, его тело, которое художник воспринимал как целостную органическую систему.



Семья

Генри Мур и модель скульптуры "Мать и дитя"

Он был скульптором знаков – символов. Мур никогда не стремился к портретной схожести или психологической характеристике образов. На протяжение десятилетий он создавал вариации одних и тех же важных для него тем-символов: лежащая женская фигура, семья, мать и дитя.

Кресло-качалка

Тема материнства зазвучала с особой силой после рождения дочери Мэри. Брак со студенткой Ириной Радецкой (русской по национальности) был очень счастливым. Его жена родилась в Киеве в 1907 году, училась в балетной школе в Москве. В 1917 году произошли исторические события, которые потрясли не только Россию, но и весь мир. Отец Ирины был убит, мать свою она потеряла. В 1919 году Ирина покинула Россию и воссоединилась с матерью, оказавшейся к этому времени в Лондоне.

Уже на склоне лет Мур вспоминал: «В молодости я считал, что художник, чтобы добиться славы, не должен быть женат, он должен быть обручен со своим искусством. Потом, когда я встретил Ирину, я начал думать, что вот этот художник был женат, а у этого вообще было 20 детей».




Стрелец

Three Piece Reclining Figure No. 2: Bridge Prop 1963 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

Птичье гнездо, 1939 (Железное дерево, струны)

Мур работал с разнообразными материалами, создавая композиции из дерева, камня, бронзы, железобетона и терракоты, иногда сочетал в одной работе дерево и свинец, скрепляя части между собой туго натянутыми струнами или медной проволокой.

Подготовительный рисунок для металлической скульптуры, 1938

Он был убежден, что образ уже существует, заложен в материале и скульптору лишь остается, следуя магии камня или дерева, выпустить его на свободу при помощи резца. Идея «верности материалам», высказанная критиком Роджером Фраем, обрела в Генри Муре истового последователя.

Признание и понимание пришли далеко не сразу. Первая выставка Мура состоялась в Лондоне, когда ему исполнилось 27 лет. В те годы в художественной атмосфере города преобладали довольно консервативные настроения, образы, созданные скульптором резко отличались от традиционных, казались пришельцами из другого мира, и газета «Morning post» объявила экспозицию «аморальной».

Сохранилась история о том, как Генри пришел к Пегги Гугенхейм и долго убеждал коллекционершу приобрести его бронзовую скульптуру, которую притащил с собой в хозяйственной кошелке.

Three Points 1939-40 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

Helmet Head and Shoulders 1952 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

Shelterers in the Tube 1941 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

Переломным моментом в карьере Мура стала его серия рисунков, созданных в годы Второй мировой войны в Лондонском метро. Тысячи зарисовок жителей города, укрывшихся в подземке от немецких бомбардировок, выставленные в Национальной галерее, потрясли страну и принесли скульптору мировое признание.

A Tilbury Shelter Scene 1941 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

«Сын шахтера стал Дантом военного метро», – писал Вознесенский. Это трагическая ода пассивному сопротивлению людей, поставленных на грань выживания: беззащитное население решилось на радикальный политический акт, самовольно, без разрешения официальных оранизаций, занимая подземные убежища метро.

Политические взгляды Мура, во многом обусловленные его социальными корнями, в этот период были крайне левыми, скульптор активно общался с членами компартии.

Эта серия рисунков балансирует на грани между документальным репортажем и историческим гротеском. Здесь нет деталировки характеров, люди лишены индивидуальности, это существование за гранью человеческого. Полупризраки, подобия людей-мумий, спят, едят, кормят детей, ведут какое-то полурастительное существование, жизнь замерла в ожидании чего-то непостижимого и ужасного. Физическое ощущение нехватки воздуха и пространства, клаустрофобия охватывают при разглядывании этих рисунков.

Pink and green sleepers. 1941

Grey Tube Shelter 1940 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

Пограничное состояние между сном и смертью, переданное художником с такой убедительностью, поднимает эту серию на уровень самых пронзительных документальных свидетельств войны, сродни фотографиям Дахау, Освенцима, Бухенвальда.

Трагизм цивилизации, прошедшей в ХХ столетии через две опустошительные мировые войны, ощущается в деформированных, расчлененных фигурах скульптора не как психологическая характеристика, а как драматический резонанс на состояние человека в современном мире.


Hommage Г Picasso 1973-4 by Henry Moore OM, CH 1898-1986

На протяжении творческого пути Мур свободно передвигался между фигуративным искусством и абстракцией; обращаясь то к примитивному искусству, то вовлекаясь в русло модернизма, отвечая на импульсы Бранкузи, Пикассо, Джакометти, Арпа, сюрреалистов. Пожалуй, сюрреалистический метод конструирования образа на основе трансформации природного объекта наиболее проявился в его творчестве в 1960-1970-е годы.

Эти годы были пиком популярности скульптора: шутили, что в Великобритании не осталось публичных мест, где бы не красовалась монументальная скульптура Мура. Естественно, осуществление таких крупноформатных композиций требовало работы целого коллектива ассистентов. Фактически Генри сосредоточился на изготовлении «рабочих моделей» – макетов, которые ассистенты увеличивали и переводили в материал: бронзу, камень и т. д.


Henry Moore sculpture at Aria at CityCenter in Las Vegas

Полулежащая женщина. Глайденборн

Огромное количество государственных и частных заказов, непрерывным потоком следующих в мастерскую Мура, приносили не только славу, но и немалые деньги. К чести скульптора-миллионера, он сумел найти им достойное применение, вкладывая большую часть в учрежденный им фонд поддержки и развития современного искусства.

Множество

В личной жизни монументалист Генри Мур не отличался монументальным размахом запросов, довольствуясь небольшим скромным домом. Расширял он лишь территорию заложенного вокруг скульптурного парка да рабочие мастерские. Деятельность Фонда Генри Мура продолжается и ныне, более двух десятилетий спустя после смерти художника. И сегодня в небольшой деревушке Перри Грин, где начиная с военных лет жил и работал Мур, соавторы скульптора – ветры, снега, дожди и солнце – меняют облик его работ. Как и задумал художник.

Комментарии

За это сообщение сказали спасибо Влад Андр, Николай Мильков +2
14 ноября, 2017 - 18:24
Аватар пользователя Евгений УЛЬЯНОВ

Ничего не понятно но просто смотреть интересно было.

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Заметьте, в этой стилистике на рынке куча вариаций - от дешевых азиатских фигурок до подражателей Генри Мура. И где шедевры, а где мура, как отличить? )

Мне, что-то нравится, что-то нет. В общем хорошо гармонирует с ландшафтом, задумываешься, наводит на мысли..........
У нас есть свои муры -
1. Совет вождей у огня.......
2. Совет старейшин у костра.....
3. Сходняк.....



Я считаю - гармонично заполняют общественное, открытое и свободное пространство......

Ganchik

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков, Николай Мильков, Олег СМИРНОВ +3
15 ноября, 2017 - 05:44
Аватар пользователя Дмитрий УШАКОВ

Антропоморфные его скульптуры мне не очень нравятся, а вот абстрактные симпатичны.

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Интересное, необычное творчество. Изучить стоит. Но лично мне это пока что не близко и малопонятно.

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Как считает полиция, бронзовая скульптура Генри Мура "Солнечные часы 1965", оцениваемая в 500 тысяч фунтов стерлингов, была похищена на прошлой неделе для продажи на металлолом, сообщают РИА "Новости". Работа, изображающая два соединенных полумесяца, располагалась в поместье Генри Мура Перри-грин в графстве Хартфордшир. К настоящему моменту воров и саму скульптуру так и не удалось обнаружить.

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков, Николай Мильков, Олег СМИРНОВ +3

Забавно, вот такая аналогия напросилась:

Эту работу Мура ранее не видел.

Если ты резчик, давай "на ты"

"Кокон" А. Рукавишникова, Подсвечивается изнутри, люди залазят внутрь, фотаются


За это сообщение сказали спасибо Николай Мильков +1

Cherchez la femme! Привязанность к русской жене помогла Муру создать скульптуры с глубоким и непонятным смыслом, как её характер, а пустоты в кошельке(от шопинга супруги) придали особый трагизм "дырочкам" в скульптурах.
Опять русский след...

Почему то ни где не упомянули суприматистов, таких как Малевич, Кандинский.

Вадим Сидур

"Памятник погибшим от любви".

"Снятие с креста"

"Материнство"

"Взывающий" в Дюсельдорфе

"Треблинка"

Мне, воспитанному в духе соцреализма, гораздо ближе его формализм.

"драка"

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Сидуру хотел посвятить следующую статью, сорвал с языка )
Мне тоже показалось что наш Сидур тоже не слабее Мура гений. И символизма побольше, и он "квадратный", а Мур "круглый"

Ну, извини... Предупреждать надо.

Наоборот реклама-анонс)

Наш дядя Миша тоже формалист

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков, Алексей Бугров, Олег СМИРНОВ +3

вот и висит в воздухе вопрос - в чем же гениальность Генри Мура?

Может в том, что он "обтекаемый"!?
Не шлёпал политических заказов, не ставил памятники "одиозным личностям", из всех "линий" поддерживал только ландшафт, нарушая только линию горизонта?

За это сообщение сказали спасибо Александр Филиппов, Олег СМИРНОВ +2

нарушение линии горизонта - это же не критерий гениальности (хуожественности)?

За это сообщение сказали спасибо Николай Мильков +1

Че-т вспомнилось:
"Ну, так и я могу! - А что ж сыграть-то? - "Мурку" давай!"

Пусть я буду тривиален, но "Мурка" как-то проще, понятней и ближе к сердцу.

С уважением

Владимир Завершинский

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье