Визитки мастера

черешня, 24,5 и 14,5 см, 2016 г.
клен, 10,5 см, 2014 г.

Первые шаги в резьбе. Солонка-утица

Раздел:

дата публикации 18.09.2014 г. в 09:55

Всем доброго здоровья! :)

В резьбе я новичок, подробное знакомство с этим искусством начал четыре месяца назад - в начале мая. Всё это время читал различные книги о резьбе, изучал тематические сайты, смотрел видео, рыскал по лесам и оврагам в поисках валежника, учился точить инструмент и т.п. И вот, наконец, напитав себя теорией и заимев необходимую материальную базу, приступил к практике.

На ваш суд представляю свою первую работу - солонку-утицу.
Материал - липа, пропитка маслом щавеля, вощение, размеры 12*6 см, высота - 6 см.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Для начала из пластилина слепил модель будущей солонки в натуральную величину.

2. Решил начать с мягкого дерева, с классики - липы. Сейчас понимаю, что полешко было тонковато (его контур стал стенками "пузика" утицы практически без съёма материала).

3. Сняв горбылёк и установив полешко на получившуюся плоскость-дно, поставил рядом пластилиновую модель и обвёл по контуру карандашом. Затем уголком прорезал линию, чтобы карандаш не стирался, пока вертишь в руках заготовку.

4. Обычной ножовкой сделал запилы.

5. Снял излишки материала, использую декоративный топорик. Его я купил давным-давно, когда ещё учился в школе, и была мысль сделать настенный стеллаж с коллекцией необычного холодного оружия.

6. Вновь наносим контур модели на заготовку, вид сверху. Чашу решено было сделать более широкой, округлой (обводил картонный шаблон).

7. Вновь делаем запилы и снимаем лишнее. На этот раз запилы делались маленькой японской пилой - опасался отламывания материала при интенсивном пилении большой ножовкой + проверил японское чудо на реальном изделии. Пропилы действительно получаются очень аккуратными и тонкими, пилится очень легко.

8. Итак, у нас состоялась вырубка фигуры на четыре грани. Теперь делаем вырубку на восемь - вновь наносим контур модели на боковую сторону и срезаем углы.

9. На этом этапе проявился результат моей недальновидности - на клюве утицы появилась трещина. Вернее, она там и была, просто я этого не учёл. Полешко было отпилено с хвостовой части, а вот со стороны клюва всё осталось, как и было. Ввиду ускоренной сушки заготовки, логично было предположить, что там могут быть трещинки.

Эту проблему решил, наверно, не очень профессионально - с помощью иглы шприца ввёл в трещину секундный клей "Момент" и туго замотал бечёвкой на 12 часов.

10.Теперь ножом округляем нашу утицу, клюкарзой - выбираем углубление.
Хвост было решено оставить как есть. Честно говоря, побоялся запороть работу сложной формой хвоста, итак не всё гладко получалось.

11. Шлифовка. Сначала надфилями, затем шкурками крупной и мелкой зернистости. Внутри "чашу" утицы шлифовал самодельным прибамбасом к шуруповёрту (вытянутый полусферический барабан из караганы с прикреплённой к нему наждачной бумагой, накручивается на хвостовик от гравёра).

12. Затем намочил заготовку, просушил. Поднявшийся ворс снимал при помощи шуруповёрта, абразивными камнями (они сразу же забиваются опилками и практически полируют древесину, от мелкой наждачки же оставались заметные царапинки).

13. Далее пробую зашлифовать поверхность при помощи самодельной насадки для шуруповёрта - полусферического барабана из караганы (перед этим поверхность заготовки очистил от опилок и пыли одёжной и зубной щётками). Эффект от этой процедуры получился довольно сомнительный (наверно, ввиду мягкости древесины) - заполированная до блеска (как на черенке лопаты) поверхность при касании пальцами вновь становится шероховатой, блеск пропадает.

14. Решив укрепить древесину, покрываю заготовку маслом щавеля (льняное масло, настоянное на корнях конского щавеля) два раза. После каждого - десятиминутная сушка в духовке и сутки на солнышке на балконе.

15. После просушки полирнул поверхность всё той же карагановой насадкой и сливовой палочкой. Правда, особых изменений и блеска не заметил. Может, нужно было дольше полировать.

16. На финальном этапе утица была навощена обычной восковой мастикой (скипидар + канифоль + пчелиный воск), подсушена, вновь навощена, заполирована тряпочкой из микрофибры и карманом старых штанов.

В процессе работы отметил для себя НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ:

- Очень сложно соблюдать симметрию. Даже когда глаз ясно видит, где что не так, слёту исправить это резцом трудно, иногда кажется, что работа становится ещё более асимметричной.

- В толще дерева могут таится сучки и трещинки, которые появляются иногда очень неожиданно. Чтобы избежать внезапных трещин, лучше заранее отпилить края полешка-заготовки.

- Нельзя пытаться втиснуть работу в имеющуюся заготовку, мы лишаем себя запаса материала, манёвренности, обрекаем на работу в тесных рамках. На моей утице, например, на одной из сторон так и осталось углубление от сучка, так как срезать этот участок было нельзя, иначе вместо толстенькой утки получился бы цыплёнок-бухенвальдик.

- Если сушите работу, пропитанную маслом, в работающей духовке (электропечке), между работой и нагревательным элементом необходимо делать защитную прослойку (дощечку), иначе есть большая вероятность подпалить изделие, даже на минимальной мощности прибора. Также перед подобной сушкой нужно дать изделию постоять, хорошенько впитать масло, иначе масло просто "растает" и стечёт.

- Всегда стоит помнить про направление волокон древесины. Я, например, всё соблюдал, когда резал внешнюю сторону утицы, но напрочь забыл о них, когда перешёл на внутреннюю - начал варварски ковырять "чашу" утицы чуть ли не во всех направлениях, отчего в некоторых местах липа рыхлилась, как пенопласт.

- Определённую трудность представляют плавные переходы (вогнутые). Делал их полукруглой клюкарзой (за неимением плоской), потом равнял ножом. Также не стоит торопиться делать "угол". Иначе получится, что к моменту, когда пора делать "заплавление", материала для этого уже нет (например, место перехода шеи утицы в ободок чаши).

Ключевые слова:

Комментарии

Борис, спасибо за обстоятельный материал. Такие мастер-классы вдохновляют начинающих мастеров.

я бы не стал шлифовать утицу, получился бы более шармовый вариант. Только мелко-мелко постругать на финише острой стамесочкой и заполировать.

Склейку лучше производить древесными клеями, типа ПВА. И зажим не веревкой, а резинкой

За это сообщение сказали спасибо Борис Азаров +1

Спасибо, Олег!

Насчёт максимального закругления стамеской без шлифовки - принял к сведению, реализую, покажу. Пока была только идея с подобной обработкой черпака, но полукруглой стамеской - для получения текстурной поверхности а-ля морская рябь.

Вот, кстати, топорик и японская пила, которые упоминались в статье. Топорик тонкий и лёгкий, для аккуратного обтёсывания небольших заготовок очень удобен.

Татьяна, спасибо!)

Топорик, видимо, сделан в виде головы тигра (который раскатал губу?), изображённого на нём.
На самом деле обух очень удачный - когда откалываешь запиленный кусок материала, весьма удобно каким-нибудь полешком дубасить этому тигру по макушке меж ушей 1

Молодец. Обстоятельно всё подготовил, включая модель изделия, серьёзно и аккуратно подошёл к делу. Прекрасно, что всем этим поделился с другими. Спасибо.

За это сообщение сказали спасибо Eduard Jakovlev, Борис Азаров +2

Топорик, как по мне, для обрубовки заготовок неудачный: при необходимости неудобно держать у самого лезвия, и слишком скругленная линия лезвия. Оптимален обычный плотницкий топорик с острым углом заточки. Просто попробуйте и сравните

За это сообщение сказали спасибо Борис Азаров +1

Сергей, спасибо за добрые слова!
Надеюсь, статей на сайте прибавлю - люблю экспериментировать.
___________

Олег, соглашусь. В данной работе я использовал этот топорик как широкую ударную стамеску - для откалывания запиленного материала. Здесь он показал себя очень хорошо.
А вот быстро формировать, например, баклушу этим топориком не очень удобно - слишком лёгкий. Будет, как выразился А. Сагалов, "унылое рубилово".)

28 сентября, 2014 - 20:36
Аватар пользователя Саша Климов

Очень подробно и понятно все описано ,большое спасибо за труд ,мне будет наукой ,с уважением ...

За это сообщение сказали спасибо Борис Азаров +1

Обстоятельно! И читается хорошо...

За это сообщение сказали спасибо Борис Азаров +1
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье