Немного о школе Михаила Ильяева и немного истории

дата публикации 27.02.2018 г. в 16:04

Не умею писать статьи,но попробую начать.... Причем начать издалека)
С детства меня тянуло к резьбе. Мой прадедушка, ветеран ВОВ, до войны был краснодеревщиком - делал кареты, иконостасы, различные украшения, резную посуду. После войны был бухгалтером , но любимое дело не оставлял. Даже увлечение пчеловодством не стало помехой, наоборот. Его мастерскую охраняло 50 ульев пчел, живущих в резных домиках. В советское время к нему приезжали пчеловоды со всей Смоленской области посмотреть на чудо-мастера и его улья. К сожалению множество фотографий и газетных заметок того времени пропали в пожаре. А сделать копию никто не удосужился.
Мне было 6 лет,когда прадедушка у меня на глазах вырезал ложку к обеду из простого сучка за короткий промежуток времени. Мне это очень нравилось, но инструмент был для меня недосягаем. В 1997 году,когда мне было 7 лет прадедушки не стало. Родственники начали разбирать вещи, делить. Разбирать резные рамки,вазы, ложки (в том числе умыкнули и мою) на память. Я же успела взять лишь округлый ножик необычной формы, которым прадедушка вырезал ложки. Он одним этим ножиком самодельным вырезал целую ложку, в витиеватой резьбой...
Я начала практиковаться. Ничего не получалось. Каждое лето я бралась снова и снова. И лет в 10, сидя на рыбалке (это было единственное занятие когда над душой небыло мамы и бабушки) из веток я начала делать фигурки животных,рыбок. Даже тупым ножом что-то получалось Все поделки разбирали друзья. Естественно резьба не проходила без травм. Указательный палец покрыт шрамами вдоль и поперек, пилой, резцом (неожиданно выяснялось что даже затупленный он имел свойство глубоко прорезать кожу )
Шли годы. Началась учеба. Младший брат родился с травмой и был трудно обучаем в школе. Просто по случайности, не зная куда пристроить аутиста (со мной на бисере и вязании он скучал и мешал) - я запихнула его в столярный кружок. Он очень увлекся, и со временем и учебу подтянул. Полюбил дерево, даже пошел учиться на столяра.
Я изредка от скуки на даче брала перочинный нож и вырезала К тому моменту куда то пропал инструмент прадеда. Я вырезала, резалась. Радовалась успеху с забинтованными руками)))
Однажды,после развода,году так в 2011 я пребывала в сильной депрессии. Меня мало что волновало. Не было ни желаний, ни стремлений. Брат заметил это и позвал меня в школу Михаил Давыдыча, в которую его в свое время направили знакомые. Я поначалу скептически отнеслась,когда брат показывал фото работ, свои уже наработанные творения. Я не верила что смогу когда либо так же вырезать. Глядя на свои шрамы на руках я думала что я рукожоп.

Но,в первый же день посмотрев мои мелкие работы дядя Миша вдохновил,что он тоже начинал и резался. Что просто главное понять как инструмент держать, как обезопасить себя.

---------

И что надо работать постоянно,чтобы руки стали крепче. Я была неуверенна в своих силах,так как была травма шеи. Перелом шеи со смещением,я тяжело восстанавливалась. И руки у меня слабоваты были. Тогда я и узнала,что дядя Миша тоже проходил подобное. И указывая на работы в школе сказал: "но несмотря ни на что - творю". А ведь и правда,многи работы дяди Миши вырезаны вручную из очень плотной породы дерева. Во мне проснулся энтузиазм и надежда)

Все началось со штихеля и фанерки. Как же меня расстраивало,что не получается,когда я дома пыталась повторить. Что все соскакивает куда-то или я рву материал периодически. Глядя на брата который вовсю уже полноценные скульптуры делал,мне казалось что цель что-то освоить недостижима.. Плоскорельефная, геометрия, кудринка... И что я буду всю жизнь максимум кривые фигурки резать (как мне казалось).
Но рядом был дядя Миша,который не давал унывать. А атмосфера школы. Работа на фанерке среди прекрасных работ на всех этапах воодушевляла. Плюс посещение выставок. мое первое собрание резчиков на худсовете.
Потом была геометрия,которая начала даваться через раз. Рука стала крепнуть. Под чутким руководством дяди Миши я поняла что такое "перпендикуляр", хотя математические слова меня пугали всегда.. Не мой предмет математика ))) Со временем я начала четко работать в технике геометрии. Незаметно для себя стала делать все быстрее и быстрее.
Потом был перерыв. Я устроилась на работу, воодушевленная восстановилась на учебу в медицину. Времени нехватало ни на что. Я приходила домой и падала.
В 2013 у меня диагностировали рак крови Когда последний курс и я почти свободна. Прошла 3 курса химии, вышла в ремиссию как раз к защите диплома. Защитилась на отлично. Пошла на скорую.
И опять круговорот, помимо работы начали гонять на повышение квалификации, на "курс молодого бойца скорой". Так прошел год. На работе я встретила своего второго мужа. Я знала его и раньше, мы учились на параллельных потоках, но дальше чем коллега-друга не воспринимало. На работе кроме начальника никто не знал, что я на износ работаю,с моей болезнью обычно люди лапки свешивают и за белыми тапками идут. А я всеми силами показывала,что я могу. И что я не сдаюсь никогда.. Потом я настолько была осторожна с острыми предметами, что ни разу не поцарапалась, не порезалась ни игрой,ни скальпелем . В этом я считаю заслуга дяди Миши. Он научил меня быть осторожной с острыми режущими инструментами. Вероятно это засело у меня на подкорке. Но не будем об том.
Когда пошло дело к свадьбе, муж увидел мои выписки. Увидел старые выписки , о том что у меня была травма шеи очень серьезная и парез левой руки полгода был лет в 14... В итоге сказал, что сиди ты дома. Занимайся тем,что тебе нравится. Я готов это оплачивать. И тут я вспомнила о резьбе. О дяде Мише, о том как мне было легко и комфортно у него на занятиях. Как он меня учил. И как чувствовал, мне Вконтакте написал дядя Миша. Что соскучился и ждет,ч то куда я пропала. И я рванула на ближайшее занятие прихватив резцы которые мне подарил муж и несколько которые дал брат.
И я как после долго скитания вернулась домой, к родному отцу. Попрежнему на занятиях царила гармония и теплота.
Я начала тот этап на котором остановилась несколько лет назад. Руки не слушались, прорезала глубже чем нужно. Прошло наверное 10-15 занятий пока я закончила учебную доску Ильяево-кудринской резьбы.

Начался этап зачетной работы . И опять,медленно,упорно я резала узор шкатулки. Изза морозов начала пропускать занятия, плюс не всегда муж мог забрать дочь. Он на работе после суток мог еще на 12 часов застрять изза карт. Ребенка забирать было некому.
Я перечитала все книги дяди Миши, и начала эксперементировать (шкатулку на время закинула). Вспомнила геометрию, захотела повторить украшения-кулоны дяди Миши. А там стало интересно смогу ли я обьем сделать, хоть что то. Материала дома было не густо. Брусок и дощечка из липы, ветка можжевельника, дощечка Ольхи. Я позаимствовала идеи дяди миши и начала работу. Начала форму змеи делать из ольхи,когда отплотности дерева рука уставала я переключалась на липу и придавала форму черепахи..

----------------------------

И однажды я решила сделать узор как на шкатулке на нескольких яйцах деревянных. И они стали получаться, и все легче легче. Шкатулку я боялась запороть.

Постепенно я поняла, что могу сделать и шкатулку..

Но нарисовать узор правильно я явно не смогу Я не умею рисовать вообще. Вообще значит никак. Значит мои художества максимум тянули на уровень детского сада. На занятиях я показала свои домашние работы. дядя Миша дал очень многодельных советов, подсказал как в следующий раз разнообразить узор. Где уменьшить, где удленнить. Помог дорисовать узор на шкатулке. И в это же вечер я ее доделала дома)

И тут, воодушевленная успехом я захотела еще. В голове появились идеи. Как раз намечалось 23 февраля. Муж очень увлекается историей древней Руси, истоками язычества и ведовства. Пролазив в его книгах нашла интересный узор . Взяла циркуль,карандаш,ластик и понеслось. Каждый момент вспоминала дядю Мишу. Чтобы он сказал.Подправляла карандаш, чертила снова. Когда узор мне понравился я приступила к работе. Вспоминала все моменты, все приемы которые дядя Миша мне показывал. И через пару часов на мое удивление все было готово. Немного внутри символа прошла выжигальным аппаратом и вуаля:

И я каждый вечер что-то делаю. То кулон, то яйцо очередному коллеге в подарок по просьбе.То просто на глазах у изумленных гостей украшаю все что в руки попадет (приносят заготовку ложки, маленькую баночку деревянную) К сожалению часто забываю фотографировать. Пока не имею желания получать плату. Мое условие для друзей - с тебя заготовка.с меня работа). Самое главное, что я почувствовала. Что руки начали слушаться, пусть не всегда удачно бывает. И самое главное есть к кому бежать за советом, за добрым словом и назиданием.
Причем если говорить о критике,мне нравится стиль дяди Миши 1 ) Он просто говорит : "В целом работа отличная. Ты вот так сделала, а я бы так, сюда бы повел рисунок...". И сам начинаешь видеть о чем он говорит,что было не так. И в следующей работе этого уже избегаешь самостоятельно. Чем чаще посещаешь занятия, тем более заряжаешься духом авантюризма, поиском чего то нового и творишь совершенствуясь под чутким руководством Великого Мастера Ильяева.

И главное на занятиях рядом есть тот кто может не только научить всему и вся, но и настроить на позитивный лад. И ему не важно,3 человека или 16 человек ютиться в мастерской. Он успеет у всех все посмотреть, дать совет и следить за работой каждого. А для этого нужен великий талант учителя. И делать легкие перерывы,чтобы все передохнули с позитивом)
Одни фокусы с шариком и стамеской чего стоят ))))

Ключевые слова:

Комментарии

Катерина, резьба по дереву кроме материального удовольствия несет и ярко выраженный оздоровительный посыл. В первую очередь изометрическая (по моему она так называется?) или статическая гимнастика, т.е. напряжение определенных групп мышц без заметного движения. Во вторых успокаивающая составляющая (в "взвинченном" состоянии резать трудно). У меня был случай на даче в период ее постройки: "прихватило" сердце, а я один, лекарств нет и вообще ночь. Достал деревяшку, постелил газету на обеденный стол, взял перочинный нож и через полчаса забыл о всех тревогах. М.б. было бы что-то серьезное и не помогло, но лучше стало явно. Михаил Давыдович несет свою увлеченность деревом в"массы", он УЧИТЕЛЬ, дарящий очень разным людям возможность прикоснуться (заразится) деревом. Очень жалею, что в свое время у меня не было такого учителя. А на счет боязни испортить работу скажу так-не бойтесь, любой опыт ценен. У больших художников тоже не одни шедевры: есть эскизы, есть наброски, есть учебные работы-главное резать. Придет опыт, придет качество (тем более под таким руководством1) Спасибо за очень эмоциональную статью.ГАГ.

ГАГ

Блинн... Ну и как,скажите,после такой истории,не попробовать ещё раз портрет Мастера ?

За это сообщение сказали спасибо Катерина Артёмова +1

Блинн... Ну и как,скажите,после такой истории,не попробовать ещё раз портрет Мастера ?

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье