25 сентября, в СРЕДУ, приглашаем всех желающих на встречу мастеров в школе Михаила Ильяева к 18 часам. Худсовет, чай-кофе, общаемся! Первая встреча после летних каникул!

"Не разбирать". Мысли о портрете

дата публикации 19.08.2019 г. в 13:08
  • 10
  • 799 просмотров
  • 5 комментариев

"Не разбирать (ФИО)" - листочки с такими надписями приклеивают на эскизы в публичных скульптурных студиях с большим количеством учеников, чтобы ваш пластилиновый эскиз не разобрали на пластилин. Надпись означает, что работа над эскизом не закончена.

В своей книге "Резьба по дереву: от ложки к скульптуре" в разделе "Станковая скульптура" я более подробно изложил мысли о работе в скульптурной студии, а в этой небольшой заметке - некоторые очень важные нюансы (на мой взгляд).

http://stameskino.ru/shop/CID_541.html

Человеческая фигура, или человеческий портрет (бюст) - очень популярные сюжеты у резчиков по дереву. Так сказать, "высший пилотаж", особенно если выходит "похоже". Но вот закавыка: похоже на кого? Здесь подробней. Когда я начал лепить с натуры, то столкнулся с очень коварной штукой - поначалу ты лепишь вроде как с натуры, а в пластилине получается совсем другой человек. Вроде в эскизе все как у модели - руки, ноги, голова, сиськи по размеру подходят - а не то. Руки опускались, злился, чего уж там. Спустя время, часы занятий, с помощью преподавателя-скульптора потихоньку начинаешь "просекать". Начинает получаться что-то похожее на модель.

В чем секрет "похожести"?

Конечно, есть технические аспекты "попадания в модель": изначально важно правильно связать проволочный каркас, попасть в нужные базовые пропорции. Дальше хорошо бы правильно набрать нужную массу, и, наконец, наделить эскиз персональными особенностями. И все это только с опытом. Однако, практически каждый ученик, начиная лепить с натуры - лепит "не того" человека, не модель на подиуме, а некое свое стереотипное представление о неком абстрактном человеке.
И вот что самое главное, на мой взгляд: у каждого человека есть "фамилия" ) У каждого человека есть некая "скульптурная суть" - термин придумал сам, наверняка есть научное или художественное название. У тела, и особенно у лица есть эта самая "скульптурная суть". Можно не умничать, а назвать это персональными особенностями, но тут все глЫбже. Попробую объяснить.

Вот смотришь на многие резные фигуры или портрет, выполненные в реалистичной манере, без стилизации - и понимаешь, что при всей эффектности резной вещи, за ней нет живого человека, нет "человека с фамилией". Видишь либо маску, либо нечто вымышленное - например, очень интересное лицо, образ, но абстрактный. Это означает только одно - резная фигура создавалась не с натуры, или не по мотивам натуры. К сожалению, даже если обложиться с ног до головы фотографиями "натуры", очень сложно уловить её, натуры "скульптурную суть". Помогает видео, но ничто не заменит живой натуры, особенно для начинающих ваятелей.

Однажды побывали учебной группой на экскурсии у нашего преподавателя в его рабочей мастерской. Он показывал готовые скульптуры и подсказывал, что вот эта статуя - по мотивам модели Анны, вот эта - по мотивам модели Игоря. (Мы все с них лепили.) Восторг! С первого раза можно и не увидеть, но если приглядеться... То увидишь, что СКУЛЬПТУРНАЯ СУТЬ, как дух человека волшебным образом перешла от модели в статую-скульптуру. Добавились одежды, поменялась поза. Поменялась даже комплекция. Изменилось выражение лица. Но суть не изменилась - как была Анна или Игорь, так они и перешли в скульптуру, претерпев лишь художественную трансформацию, стилизацию и т.д.

Разумеется, многие опытные скульпторы лепят фигуры, портреты "только по фантазии" - вымышленные тела, лица - и получается убедительно и живо, будто за скульптурой реальные люди "с фамилией". Скорее всего, это большой опыт лепки и наблюдений. Мне кажется, что за любой скульптурой "по фантазии" стоит реальный человек "с фамилией", либо Мастер с практикой уже научился "вдувать жизнь" в свои изваяния.

PS. В скульптурных студиях можно лепить не только фигуру в полный рост, но и портрет. Спустя два года обнаружил у себя на балконе быстрый эскиз-портрет модели Владимира (?) см. фото выше. Пластилин с одной стороны оплавился на солнце, лицо в целом поехало вниз, но разбирать не буду. Во-первых, это зафиксированный опыт, во-вторых пригодится в дальнейшей работе. Многие скульпторы, чтобы не утратить удачные эскизы, формуют их сразу в гипс.


Комментарии

19 августа, 2019 - 17:10
Аватар пользователя Михаил Степаненко

я добавлю следующее на фестивале Белая акация 5 студентов лепили знаменитого тренера Василия Скакуна из них только у 1 вышел образ где то 70 -80 % я согласен с Олегом с его размышлениями

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Иногда в эскизе и не выходит полного анатомического сходства с моделью, но бывает "в этом что-то есть", или вообще чудо - скульптор уловил что-то очень главное, и получилось необычно и нестандартно. Это и есть "скульптурная суть", поймал за хвост. Можно назвать и "образом"

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Виктор Голубев +2

Корнепластика всё это, ремесленная составляющая как обычно страдает, а именно этот уровень нужно повышать. Понятно, что скучно и утомительно, но всю художественную составляющую лучше строить на основательном фундаменте.
Я бы сначала слепил простую болванку,с точно выверенными пропорциями, и уже на ней экспериментировал.

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Олег СМИРНОВ +2

Да, если вырезать в реалистичном стиле людей, то от академизма никуда не уйти, иначе будет получаться самодеятельность, дай бог чтоб не страшные лица. Но от посещения скульптурной студии хуже не станет. Такое простое решение, однако ж попробуй убеди кого-нибудь из наших

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, АРКАДИЙ МИХАЙЛОВ +2

Портрет, изначально, очень сложный жанр. Масса выпускников худ заведений не могут с ним справиться. Так что курсы не панацея. Особенно сейчас, когда последний хрен без соли приходиться доедать.

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, АРКАДИЙ МИХАЙЛОВ, Олег СМИРНОВ +3
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье