"Мебельная резьба" для новичков: главное, что нужно понимать

дата публикации 30.10.2019 г. в 12:43
  • 4
  • 874 просмотра

Моя студия резьбы начала работу, подтягиваются первые ученики в Стамескино - кто на разведку, кто уже с инструментами и идеями. Занятия пока провожу в индивидуальном режиме, есть верстак на 2 рабочих места. Расширение на 5-8 рабочих мест запланировал на ноябрь-декабрь.

Многие новички интересуются мебельной, орнаментальной резьбой. Это и не удивительно - имея столярные навыки, можно создавать прекрасную мебель с ручной, не ЧПУ-шной резьбой. Научиться вполне реально. В этой статье обозначу принципиальные вопросы, чтобы будущие ученики понимали к чему готовиться и какие встретятся подводные камни.

Мебельный орнамент - это строгие линии и формы

Классический мебельный орнамент - это строгие линии и лекальные поверхности. Посмотрите образцы резьбы в Гугле и убедитесь. Криво вырезанный орнамент просто испортит вашу мебель, поэтому нужна предельная аккуратность при резьбе. Но одной аккуратности мало...

Главный стереотип новичка

Начинающий мастер, по моим наблюдениям, зачастую полагает, что имея в распоряжении пару стамесок и нож-косяк, может вырезать строгий орнамент. Увы, это заблуждение. Опытный мастер, возможно, сможет обойтись, выкрутиться малым количеством инструмента, но новичок - никак.

Объясню на примере. Вот классический, средней сложности орнамент.

Технология вырезания любых рельфных орнаментов одинаковая и состоит из 3-х главных этапов:

1. Накалывание контуров
2. Подборка фона
3. Вырезание формы

Новичок обычно думает, что прорезание (накалывание) контуров можно сделать чисто ножом, ну там, еще парой стамесок. Ничего не выйдет - получится криво, с зарезами и коряво.

Посмотрите на рисунок. Красными дугами я обозначил для примера НЕКОТОРЫЕ профили и размеры полукруглых стамесок, которые вам понадобятся для работы. Во все века, во всем мире профессиональные резчики работают именно так, и никак иначе - под каждый изгиб подбирают стамеску нужного радиуса и ширины и делают ими лекальные наколы. Далее аналогично - вырезание вогнутых и выпуклых поверхностей лезвиями, максимально близкими по радиусу. И это не пижонство, а дело красоты будущего изделия. Кривизна и/или неопытность рук мастера исправляется лекальностью полукруглых стамесок. Понимаете, инструмент становится вашим учителем и направляет ваши действия. Такая резьба напоминает хороший паззл - под каждый фрагмент линии или поверхности орнамента мастер подбирает стамеску нужного радиуса.

Каждая стамеска должна быть хорошо заточена и иметь прямые углы, чтобы наколы получались ровными и одинаковой глубины по всей ширине лезвия. Прямые уголки краев лезвия также нужны, чтобы подрезать на стыках форм. То есть, если ваши стамески имеют на углах скругления (а это у новичков часто, из-за того, что не справляются с заточкой), то красивый орнамент вырезать не получится. Обычно некачественно вырезанные орнаменты мастера долго "залечивают" наждачкой, скрывая огрехи. При этом орнамент теряет внешний вид, замыливается.

ЧТО ДЕЛАТЬ? :)

Вроде получается, что я отпугиваю новичков - мол, у вас не получится, а давайте накупите кучу дорогих стамесок? Нет, идея и предложения в другом.

Во-первых, начинать можно с более простых классических рельефов, подбирая ОРНАМЕНТЫ под имеющиеся у вас стамески. Недостающие стамески можно будет подобрать из студийных на время занятий.

Во-вторых, можно поначалу не зацикливаться на классике. Например, многие орнаменты в "народном стиле", типа французского прованса или адаптированной к мебели русской домовой резьбы можно выполнять "с огрехами" резьбы, которые только добавят шарма готовым изделиям. Уходим от лекальности, но при этом не теряем в художественности.

Границ творчества не существует, придумаем и сделаем красиво.

Присоединяйтесь к моей группе в Фейсбуке: Клуб-студия Олега Смирнова : https://www.facebook.com/groups/olegsmirnovstudio/

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье