26 сентября, с 18 часов - первая встреча в школе Михаила Ильяева после каникул. Худсовет, самовар!

Визитки мастера

сосна, 68*38*8 cm, 2006 г.
не выбран
не выбран

Лепка круглой композиционной скульптуры малых форм и рельефа. Часть 3. Лепка скульптуры

дата публикации 09.01.2018 г. в 12:41
  • 17
  • 2742 просмотра
  • 19 комментариев

Лепка круглой скульптуры на проволочном каркасе

«Круглая скульптура» вслед за рельефом есть основной базисный уровень скульптуры как таковой. Кардинальное отличие «Круглой Скульптуры» от рельефа, пусть и такого глубокого как «горельеф», это не только больший, на 360 градусов обзор, но и более пропорциональная проработка объёмов и рельефных планов. Рельеф по своим оптика - пространственным искажениям перспективы отличается от круглой скульптуры как нарисованный ящик от простой натуральной коробки.

Малые формы круглой скульптуры учащиеся Школы Искусств начинают осваивать в первом полугодии первого класса. Как правило, это небольшие фигурки домашних и диких животных, птицы и рыбки. Размеры фигурок определяются кусочком цветного пластилина. Большая часть работ делается по представлению и наитию. В этом процессе важно раскрыть, индивидуальные творческие способности ученика, его фантазию.

Во втором полугодии первого класса ученики знакомятся со скульптурным пластилином и лепят более крупные работы анималистического жанра.

Во втором классе Школы Искусств учащиеся знакомятся с лепкой круглой скульптуры на каркасе.

Следует отметить что понятие «круглая скульптура» достаточно условно. Лепка простых элементарных фигурок осваивается детьми ещё на ранних периодах творчества, в т.ч. в детском саду и подготовительном отделении Школы Искусств. Здесь закладывается переход на другой качественный уровень лепки. Размер фигур увеличивается, делается упор на архитектонику и пропорциональную согласованность геометрических объёмов. Начинается ознакомление с азами анатомии животных в статике и динамике.

Для начала ученики знакомятся материалами и инструментами и изучают технику безопасности. Резка проволоки, острые стеки подразумевают определённую травмоопастность учебного процесса. Класс скульптуры должен быть оснащён аптечкой для оказания первой помощи при травмах. Сами учащиеся должны быть детально проинструктированы перед началом работы. Памятка по технике безопасности, заверенная администрацией и родительским комитетом должна находится на видном месте в классе или студии. Это важно в связи с сутяжным развитием отношений между родителями и школой в последнее время. Элементарная подстраховка может оказать неоценимую помощь в юридическом конфликте и защитить права преподавателя.

В самом начале лепки учащиеся вместе с преподавателем разрабатывают эскиз проволочного каркаса сначала индивидуально в рабочих альбомах, а потом все вместе с помощью мела на школьной доске.

Производится необходимый подбор инструментария и расходных материалов. Для сборки простого каркаса для лепки круглой скульптуры используется медная проволока сечением от 0.5 до 2.0 мм, изоляционная лента для соединения сочленений, ножницы и плоскогубцы с резаком.

В дальнейшей технологии используются полоски размятого скульптурного пластилина телесного цвета. В первую очередь укрепляются стыки проволоки. Пластилиновая масса, по необходимости обрабатывается стеками, деревянными, пластиковыми или специально затупленными металлическими.

Работа ведётся с постепенным наращиванием объема до необходимых пропорций. В течение всего процесса лепки проводится сравнительный анализ с предварительными графическими эскизами работы.

Наращивание массы пластилина и объема скульптуры контролируется. Мягкий гибкий каркас из медной проволоки управляем и легко редактируется. Хорошо размятый пластилин хорошо связывается с каркасом и по мере набора массы застывает и укрепляет каркас. Рекомендуется периодически охлаждать работу, например, выставляя её у открытого окна. Когда на проволочном каркасе набран необходимый массив, можно с помощью силового воздействия (разных изгибов скрытой в пластилине проволоки) откорректировать будущую «лошадку», придать более интересную позу пластилиновой фигурке.

На первых порах не следует лепить уж слишком вычурные композиции, используя сложный проволочный каркас. Начинать надо с простых геометрически выверенных и понятных форм анималистки. Тут лучше всего подойдёт тема «динозаврики».

Упрощённо стилизованные фигурки древних ящеров особо любимы юными скульпторами. Динозавров можно лепить, не придерживаясь канонов палеонтологии и не утруждая себя пропорциями и знаниями анатомии доисторических чудовищ. А чтобы они были веселей и не столь страшны и ужасны, ящеров можно приукрасить забавными орнаментами. Рисование производится стеками и разными приспособлениями от вышедших из употребления канцелярских принадлежностей, ручек, фломастеров и т.п. Рисунки на шкурах динозавров дают дополнительную возможность применить свои композиционные навыки, полученные на уроках декоративной композиции. Сами фигурки крупнее, тех, что обычно выполняются на занятиях лепкой. Устойчивость и прочность им предаёт внутренний каркас из медной проволоки. Медная проволока предпочтительней алюминиевой или отожженной железной по своим техническим характеристикам. Диаметр её подбирается от возможностей учебного заведения, цветной металл нынче дорог, и размеров будущего шедевра.



После палеонтологии перейдём к коневодству. Лошадки наше все, как и котики о которых речь шла выше. Фигурка коника строится на базовом медном каркасе, который выполняется по единой для всех учащихся схеме. Индивидуальность фигуры лошадки придаётся самим юным скульптором с помощью нехитрых манипуляций по изгибанию проволочного каркаса пальцами, либо всяким разным слесарным инструментом попавшим под руку, круглогубцами, плоскогубцами и тд. Грива, ноги, хвост благодаря проволоке приобретают необходимую прочность и устойчивость и принимают задуманную автором форму и абрис.




При желании на лошадку можно усадить грациозную барышню, рыцаря или индейца. А самого коня превратить в фантастического «Единорога».




Природная мягкость меди позволяет даже слабым детским рукам формировать пластику и движение фигурки лошади. Если же проволока слишком жёстка из-за фосфоритных присадок, то её можно обжечь на открытом пламени газовой горелки или простой кухонной плите.

Кроме хитро крученой проволоки каркас можно дополнять элементами из пластика и т.п. Пластиковые баночки, коробки, бутылки, контейнеры от киндер-сюрпризов, мячики для пинг-понга, и т.д. Эти предметы не только заполнят и укрепят форму, помогут сэкономить пластилин, но и своей архитектоникой включатся в композиционный замысел автора, и порой подскажут развитие сюжета.

Внутреннее наполнение и внешний абрис – контур работы должны быть взаимосвязаны. Иногда полезно сделать графический разрез своей скульптурной композиции. По ходу конструирования круглой скульптуры все полости, либо конструкционные выступы тщательно выстроить и при необходимости наполнить дополнительными конструкциями из вторсырья.

Тематическая композиция в круглой скульптуре

На последнюю серию работ юных скульпторов подтолкнуло произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Благо, что юбилей книги совпал с заданием по скульптуре. Тема Алисы дополнительно прорабатывалась на смежном предмете «Композиция». Во время стадии эскиза выполнялись как отдельные изображения сказочных персонажей, так и целые сценки из книги Кэрролла.

В течение полугодия IV класс школы искусств работал на тему неувядающих произведений классика английской литературы Льюиса Кэрролла. Часть работ выполнялась в виде живописных иллюстраций по предмету «Композиция». Другая часть выполнялась учениками в технике малой круглой скульптуры. Задание определялось как временными рамками, так и размерами работ.


После предварительных набросков и эскизов выполнялась лепка одного из персонажей произведения. Работа делалась из скульптурного пластилина телесного цвета с использованием всевозможных пластиковых предметов для заполнения внутреннего пространства формы.


Как известно скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В нашем случае учебный процесс основан на использовании пластилина. Введение же в лепку каркаса и разных наполнителей создают определённую композитную форму. Комбинация мягкой массы и твёрдых предметов создают интересные вариативные решения исполняемой композиции, что в свою очередь развивает пространственное мышление, логику и комбинаторику в работе.

Сложным в круглой скульптуре является то, что она относится к пространственным видам изобразительного искусства. Образы, создаваемые учениками, требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передаётся контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала.

В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов. С монументальной скульптурой дети встречаются на улицах, где её чаще всего, можно, видеть в виде памятников. Станковую, скульптуру можно увидеть в музеях, на выставках, галереях и вернисажах. Очень полезно совершать экскурсию в сквер, музей и обсудить с учащимися скульптуру вживую. Малые формы пластики учащиеся могут наблюдать повсеместно в быту. Фаянсовые и фарфоровые фигурки на бабушкином комоде, игрушки и куклы, даже стойкий оловянный солдатик есть ни что иное как образец скульптуры малых форм.

При восприятии пластического образа юные ваятели учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения и восприятия. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию.

Обучение детей скульптуре должно гармонично сочетать изучение средств, правил, приемов правдивого отражения действительности. Однако следует уделять внимание и творческой фантазии в образной форме и развитие творческих способностей. Нужно чаще отвлекаться от сухого педантизма в скульптуре давать место для широкого полёта фантазии.

Для успешного развития художественно-творческих способностей детей все изобразительные умения, приемы и правила скульптурного изображения выступают не сами по себе, не изолированно от творческих задач, а как средство создания выразительного художественного образа. В основе создания образа лежит эмоционально-творческое восприятие действительности. Это сложный творческий процесс, где все средства хороши и подчинены единой цели.

Скульптурный рельеф

Занятие по скульптурному рельефу рекомендуется проводить в старших классах школы искусств. К этому возрасту происходит окончательная постановка руки и развивается мелкая моторика пальцев. Ученики осваивают скульптурный пластилин и обладают достаточными навыками работы стеками с крупными объёмными массами, умеют набирать общий массив и прорабатывать детали.

Вначале процесса выполнения натюрморта проводится установочная беседа. Даётся понятие рельефа. Изучаются примеры рельефа, барельефа и горельефа. Кроме доски и мела используется классный компьютер, на нём рассматриваются как учебные фото, так и шедевры мировой скульптуры разных времён.

После этого проводится разбор натюрмортного фонда. Выбираются предметы, из которых составляется натюрморт. Постановки подбираются дифференцированно. Нужно учитывать возраст и уровень подготовки учеников. Очень полезно проводить это упражнение в комплексе: - Рисунок, «гризайль», лепка.

Размеры будущего плинта и рисунка одинаковы. Формат А3 или, грубо говоря, 30х40 сантиметров. Сама предметная постановка ставится ниже уровня глаз, «линии горизонта», самого невысокого ученика. Как правило, это табурет или стул. Используется простая драпировка с минимумом складок из грубой ткани желательно мешковины.

На первом этапе выполняется карандашный рисунок. Для такой работу лучше использовать карандаши большей мягкости. «Арт» карандаши 4В - 8В дают возможность «поиграть» с объёмом и светотенью. Особое внимание уделяется к конструкции натюрморта. Тщательно выстраивается плоскость стола, и соблюдаются все правила перспективы. Потом, делается перевод рисунка через стекло. Всё это делается исключительно из-за того что лимит часов на скульптуру очень мал. Поэтому рисунок и гризайль можно сделать на уроках рисунка и живописи. Гризайль делается в технике многослойной акварельной живописи. Главное на том этапе разобрать объём и глубину постановки, уделяя внимание планам. Конечно это не традиционная техника «гризайль» а нечто более условное приспособленное к школьным условиям и требованиям. Скорее это архитектурная отмывка с использованием черной акварели.

После подготовительного этапа переходим к подготовке плинта. На кусок плотного картона, оргалита, фанеры или линолеума наносим слой скульптурного пластилина толщиной от двух до трёх миллиметров. Размер плинта, как упоминалось выше, равен рисунку. Мы имеем конструкционный рисунок, «гризайль», на котором мы предварительно отработали будущий объём. Плавно, с чувством, с расстановкой, переходим к созданию так называемого «картона».

Само понятие картона его происхождение и применение даётся на установочном занятии. Калька, сделанная через стекло в масштабе плинта 1:1 прикладывается на поверхность, где ровным слоем нанесён скульптурный пластилин. Потом стилусом, им является старая шариковая ручка, на кальке, по контору рисунка, делаются сквозные отверстия. Техника ещё известная со средневековья, примерно так наносился рисунок, как для фрески так и для рельефа. Только там, вместо продавливания использовалось припорашивание углем через проколотые отверстия. Шаг наносится каждые 3-4 миллиметра, Снимаем «картон» и соединяем точки проколов сплошной линией. Так на плинте получаем линейную схему будущего натюрморта.

Теперь необходимо доработать конструкционный рисунок, либо «гризайль» на выбор, но рисунок предпочтительней. Но все-таки лучше работать, используя обе подготовительные работы. На рисунке начинаем прорабатывать планы будущего рельефа. Для этих целей лучше подойдёт тонкий маркер. Линии переднего плана делаем жирными, среднего и заднего планов соответственно тоньше. Для большей внимательности ставим галочки «больше» «меньше», как в математике.

Приступаем к лепке. Для этих целей лучше подойдёт скульптурный пластилин телесного цвета, он более мягок для

детских рук. Конечно, лучше бы использовать глину. Но по особым техническим требованиям школы и слабости канализационной системы пластилин предпочтительней. Наносим пластилин на передний план, большим крупным массивом. Для большей передачи глубины и перспективы лепим с нижнего угла стола или табурета вверх. Главным орудием скульптора являются руки, но в работе широко используются металлические стеки. Основным условием является, чтобы стеки были гладкие и тупые, чтобы избежать травматизма. Пластилин наносим размятыми комками, придавая необходимый объём переднего плана. Комки постепенно разминаются, выравниваются и принимают необходимую форму. Выравниваем поверхности стальными стеками в виде резчицкого или сапожного ножа, который иногда называют «козья ножка». Переходим к среднему плану. Лепку начинаем с наиболее крупного предмета, кувшина, бутыли, геометрической формы. Лепя фигуры вращения необходимо уделить внимание четкости дуг по осям. Для этого можно вырезать небольшие шаблоны. Шаблоном проверяется выпуклость и закругление предметов вращения используемых в построенном натюрморте. Тщательно выполняем переход между предметами и линии плоскости стола. Главное выдержать правила перспективы и избежать «зависания» предметов над плоскостью.

Здесь мы как раз сталкиваемся с особенностями лепки рельефа. Полезно сделать «почеркушку» видов рельефа снизу, сверху, сбоку. То есть изучить, ещё раз, как ведут себя предметы вращения на плоскости. Вид сверху, практический чертёж на плоскости стола помогает решить плановость в рельефе. На предмете «Рисунок», для укрепления межпредметных связей стоит выполнить аналогичный натюрморт из тех же предметов выбранных на лепку. Особенно стоит уделить внимание на конструкционное – проволочное построение предметов натюрморта, особенно тел вращения. Очень полезно провести показательный опыт с погруженными в воду предметами. Для этого подойдёт обычный тазик. Этот «метод Микеланджело» широко использовался ещё во времена «Эпохи возрождения». Таким способом великий Микеланджело определялся со сложными ракурсами своих фресок для Сикстинской капеллы, лепя эскизы из воска. Очень ценно, и достаточно современно стоит периодически проводить фотохронометраж работы. Тем более это сейчас вполне доступно, практически у всех учеников есть фотокамера в телефоне.

Вернемся к лепке. Планы в рельефе передают глубину работы и линейную перспективу. Поэтому драпировка не может быть выпуклей, к примеру, кувшина или табурета на котором он стоит. Тоже стоит сказать и о самих предметах. Вазы, горшки бутылки находятся на разно-выпуклых планах. Для точной постановки предметов в пространстве следует не забывать и о виде сверху, этот вид необходимо проработать отдельно, что позволит избежать элементарных ошибок в лепке. Переходя к заключительной стадии лепки необходимо не только объединить планы натюрморта, убрать лишнее, но и порой прибавить необходимое.

В заключение стоит произвести окончательную отделку навести лоск, загладить шероховатости и уточнить мелкие детали. Для этого ученики используют мелкие стеки, воду и свои пальцы для полировки.

В завершении работы проводится анализ выполненного натюрморта. Рельефы выносятся в класс рисунка, где они сравниваются с начальной постановкой эскизами и постановкой выполненной на предмете «Рисунок». Происходит коллективное обсуждение работ в аудитории разбор ошибок и удач. Так как чужую ошибку найти легче и приятней во всех случаях жизни.

Лепка декоративной рамки

Декоративная скульптура в художественных классах Детских школ искусств, как правило, идёт по пути создания круглой скульптуры с использованием сказочных или жанровых сценок. С точки зрения новых требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства этого недостаточно. Лепка декоративных орнаментов нужна и будущим резчикам по дереву и керамистам.

Подготовительная работа по лепке декоративной рамки начинается с изучения исторического наследия. В начальных классах школы искусств на уроках декоративной композиции изучается прикладной декоративный орнамент. Даётся понятие раппопорта в статичной и динамичной композиции. В старших классах отводится время на изучения лепного узора. Исторический экскурс начинается с изучения орнамента сквозь века. От Древнего Египта,

Греции, Рима до Европы эпохи Ренессанса, Барокко, Модерна. Отдельно изучается отечественная резьба по дереву и камню. Корабельная, домовая, храмовая резьба. Для ознакомительной беседы используется как литература преподавателя, так и распечатки из интернета. На примере натюрмортного фонда делаются зарисовки аканта, пальметты и пр.

Следующий этап это этап компиляции. Учащиеся получают задание, опираясь на изученный материал сделать несколько набросков в свободной манере. Перед ними не ставится конкретная имитация одного из виденных стилей. Скорее наоборот всячески поощряется свобода творчества. Как правило, работы выполняются в двухсторонней симметрии, но могут быть и ассиметричные варианты.

После того как этап эскиза пройден выполняется «картон». В том случае если работа симметрична, может делаться одна сторона, которая потом копируется через стекло.

Работы выполняются скульптурным пластилином на плинте из ДСП, оргалита, фанеры или линолеума. На плинт наносится слой пластилина от двух до трёх миллиметров. На него с «картона» накалывается рисунок. Техника «картона» широко известна ещё с эпохи Возрождения. В эпоху Ренессанса «картон» использовался для переноса изображения на поверхность под будущую фреску. Юные скульпторы достаточно быстро и просто осваивают нюансы данной техники. В данном случае просто необходимо выполнить несколько дополнительных подготовительных рисунков – абрисов будущего рельефа. Так как эта работа носит вспомогательный характер её можно копировать, т.е. элементарно размножить эскиз переведя его через стекло. Для этого основной, в муках выпестованный рисунок соединяется с бумажной заготовкой канцелярскими скрепками и переводится путём прикладывания на вертикальное или горизонтальное (тогда с подсветкой) стекло.

Технология лепки не представляет больших затруднений, если пластилин подобран по мягкости, а в помещении тепло. При приобретении скульптурного пластилина следует обратить внимание на его марку твёрдости. Пластилин следует покупать централизованно у проверенных производителей соблюдающих сертификаты качества. Как правило, пластилин имеет обозначение: - «Пластилин скульптурный, детский». Лепку стоит проводить в специально оборудованном и оснащённом классе. Стоит уделить особое внимание технике безопасности и вентиляции помещения. Важен температурный режим в классе или студии. В холодный период следует отказаться от работы, в материале уделяя больше времени композиционной составляющей предмета «Скульптура». При слишком высокой температуре может происходить обратный процесс. Пластическая масса становится слишком мягкой, липкой и плохо держит форму, тут надо учитывать силу детских рук и выбирать «золотую середину». В крайнем случае, если лепить совершенно некомфортно, пластилин нагревается в горячей воде, а потом заворачивается в ткань с хорошей адгезией, например холстину. Таким образом, можно улучшить пластические свойства пластилина за счет частичного обезжиривания массы.

В процессе самой лепки важно чтобы ученик уловил алгоритм работы. Существуют два варианта лепки. Первый состоит из изготовления деталей «полуфабрикатов», которые потом собираются по принципу конструктора «аля Лего». Недостатком этого способа является то, что в спешке детали плохо крепятся к плинту. После некоторых попыток ученик понимает, что их нужно крепить надёжней, «примазывать». Второй вариант более трудоёмок. Он подразумевает широкое использование всевозможных стек. На готовый рисунок, на плинт наносится, слой пластилина около трёх сантиметров. А потом подрезается стеками и петлями.

Сложность этого способа является то, что пластилиновая «подошва» закрывает перенесённый с картона рисунок. И ученик может растеряться, запаниковать. Поэтому важно чтобы подготовительный рисунок всегда был под рукой. А сама работа выполнялась частями. Наилучший способ, когда лепка рамки выполняется по правилу симметрии сначала левая либо правая половина рисунка. Не стоит сразу делать толстый плинт под подрезку. Не более четверти рисунка.

Так как общее количество часов на предмет «Скульптура» мало, то эти упражнения целесообразно проводить в третьей, самой большой четверти. Оценка может учитываться при подведении годовых итогов.

На данных фото представлены работы учащихся IV-го класса Думиничской школы искусств выполненные к экзаменационному зачёту по предмету «Скульптура».

Заключение

Главной целью данной методической разработки послужило желание, поделится опытом, накопленным почти за тридцать лет преподавательской работы в художественном классе Думиничской школы искусств. В данной методической разработке использован материал, накопленный как за последние десять лет, так и за те прошлые годы, когда в Думиничской школе искусств было наличие муфельной печи для обжига. В течение этих лет, с разным успехом проводился мониторинг и съёмка детских работ. Работы выполнялись в рамках программы по скульптуре к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства – Декоративно-прикладное творчество.

В течение своей преподавательской практики был накоплен значительный опыт в работе с пластическими материалами. Изучена психология и физические способности детей в разных возрастных группах. Изучение мелкой моторики дало глубокий анализ к практическому применению сначала элементарной лепке с последующим переходом к скульптуре малых форм и скульптурному рельефу.

К примеру; - было установлено и подтверждено практикой значительная помощь лепки для развития речи у плохо говорящих детей. Для работы с такими учениками были разработаны и применены дополнительные упражнения на развитие мелкой моторики. В дальнейшем было замечено, что эти ученики преуспевают не только в скульптуре, но и заметно прибавляют в интеллектуальном развитии.

Изучение скульптуры носящей межпредметные связи, значительно повышает качество таких предметов как «Рисунок» и «Композиция». Повышая учеников мыслить, объёмно усиливает визуальное восприятие окружающей предметной среды.

Комментарии

9 января, 2018 - 21:13
Аватар пользователя Александр КОЗЛОВ

Сергею Ивановичу Карпикову- почёт и уважение от соклубников ! Я сейчас покупаю в хозмаге оконную замазку рязанского производства по 45 р. за 400 г. Почти пластилин . Только чуть меньше пластичности . Ага.1

Благодарю Редактора за публикацию этой "монографии"...Немного рабочего материала:










Да, в наше время это подвижничество! Сергей Иванович, сколько выпускников за время Вашего преподавания выпущено, примерно , и сколько из них связали в последующем свою жизнь с искусством ? Хотя бы в процентах, если можно. Поболее бы таких школ и преподавателей в России. Без лести. Здоровья Вам и Удачи!

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев +2

Трудно сказать...Начинают учиться многие, а до финиша порой и четверти не доходит(((...
В этом году нашему Художественному Классу 40 лет.
В тот же день будет и сорок лет моей каторги))) на ниве культуры в т.ч. 30 на преподавательской работе...
К прошлому юбилею проводил подсчеты, к сожалению из-за чехарды с директрисами часть архива утеряна...
На 25-и летие было чуть больше ста выпускников и примерно 20% процентов как-то связали, вернее продолжили своё образование в средних и высших художественных училищах или пошли учиться туда где художественная составляющая имеет место...
С тех пор прибавилось еще полсотни выпускников из них уже четверть пошли учиться дальше...
К сожалению. даже окончив колледж или институт не все работают по специальности...
Такие уж времена...
Вот ещё пара лошадок...


Мне понравились работы детей..... Всегда уважал работу учителя. Спасибо...... За рекламу кальяна, могут быть нарекания.

ЖизньНеЧерновикЗавтраНеПеределаешь

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ +1

...ну это же классика: - Кэрролл - Алиса - Гусеница..

Тут , правда, Гусеница Мадам - мамзель...

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ +1

Сергей Иванович, спасибо, судя по статистике, даже примерной, не зря все труды Ваши! Кто знает, если бы на моем пути попался такой Учитель как Вы , может , по другому повернуло бы меня в жизни. С уважением, Евгений.

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ +1

Спасибо...
Но порой ловишь себя на мысли, зачем морочу голову молодому поколению?
Нынче востребованность художественного труда не высока и финансово ненадёжна...
Поэтому ненавязчиво отговариваю неофитов не записываться в "художку")))...
Ну уж коли записались.....

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев +2

...да. кстати, в субботу начинаем "вертеть" эльфу на проволоке...у 5-го класса экзаменационная работа по скульптуре...
...будем снимать....

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев +2

Медный провод не всегда удается достать, да и дорог нынче. Рекомендую обычную вязальную стальную проволку толщиной 1.2 мм, она есть на всех стройрынках и дешева. . Каркас для туловища можно свивать из 2-х проволок, а конечности только одинарной, для легкости редактирования при наборе массы и постановке композиции. Соединять элементы каркаса изолентой не очень удачный способ - под ней все крутится. Лучше тонкой и мягкой стальной проволокой.

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев, Николай Мильков +3

У нас есть небольшой запас меди, а вот стройрынка нет.
Изолента не самый лучший вариант, но вязать проволокой более травмоопасно( запросто можно наколоться при вязке и последующей лепке) и не всегда посильно девчачьим ручонкам. Вопросы ТБ в школе не лишние, ученики и тупыми стеками умудряются резаться.
Кстати, проволока скручивается образуется петлёй а потом уже фиксируется лентой. Подвижность соединения в данном случае лучше...

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев, Олег СМИРНОВ +3

В качестве соединительной проволоки можно использовать тонкую медную обмотку с катушки трансформатора, электромагнита и пр.

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев, Олег СМИРНОВ +3

Пластилин не глина, он сам себя прекрасно фиксирует когда застывает.
Поэтому мотаем без фанатизма, чуть зафиксировали и вперёд...
Времени на скульптуру всегда не хватает...

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев, Николай Мильков +3

детишкам может понравится этап форэскизирования, до каркаса. Фигурки по 5 см, очень обобщенно, чтобы поискать композицию, без каркаса, можно на зубочистках.

12 января, 2018 - 19:59
Аватар пользователя Александр КОЗЛОВ

...но,порой ловлю себя на мысли..."
-Никакие не -"мысли" ,и никакие не "мюстли" ,а обыкновенное старческое брюзжание.
-Feci guod noti, faciant meliora potentes "! " Я сделал ,что смог,кто может пусть сделает лучше !
Так может сказать не мальчик ,а Учитель ! 1
Если есть " порох в пороховницах ,и ягоды в ягодицах" - то следует выбивать из местной администрации "бабки" на развитие дизайнерских программ в компклассе. Потому ,как Шаолинь с мечом
и луком бессилен перед пароходами и....1
..

Скульптура может и любимое детище. но кроме оной есть:
- рисунок;
- живопись:
- композиция;
- история народной культуры:
- роспись по дереву....

4 февраля, 2018 - 15:01
Аватар пользователя Николай Рожнов

Здравствуйте! "Оскольская игрушка"- свистульки в тему, наряду с Дымковской, Каргопольской, Хлудневской и др. входит в каталог глиняных игрушек России. На праздниках-выставках, мастера как правило обмениваются ремеслом, "старинную" нашел у себя в огороде.. Приложил палочки-щепки. Сергей, в "Лепках.."не увидел(или плохо смотрел) - как и чем делаются риски, линии, отверстия.

Н.Рожнов

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Евгений УЛЬЯНОВ +2

...Перерезываю черенки старых кисточек на стеки)))...

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев +1

...Вот итог, небольшой, предварительный, без разбора - обзор экзаменационных работ пятого класса...
:- Тема: - "Лепка фигуры человека на проволочном каркасе" ....
Публикую хорошистов и отличников:
Олеся Клименко...
Ксения Фомина...
Недорезова Саша...
Никишина Женя...
Средний возраст 14 лет...
Высота лепных работ от 30 до 40 см...
Ну и немного процесса лепки...

































или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье