-

Визитки мастера

груша, 50 cm, 1994 г.
груша, 15*8 cm, 2008 г.
берeза, 40*23

Лепка круглой композиционной скульптуры малых форм и рельефа. Часть 2. Лепка натюрморта

дата публикации 10.12.2017 г. в 10:17
  • 5
  • 1900 просмотров
  • 6 комментариев

Декоративно – композиционный рельеф

Лепка натюрморта невозможна без изучения базовых знаний рисунка и линейной перспективы. Знакомство с лепным натюрмортом в первых классах Школы Искусств целесообразно проводить после ознакомления с этим жанром искусства на смежных предметах: «Рисунке» и «Живописи».
Цветной пластилин особенно хорош для работы в так называемой технике «пластилиновой живописи».

Это когда на первых порах происходит привыкание к работе с пластической массой. Маленькие комочки цветного пластилина разных форм растираются, либо по цветному картону, либо пластику на который наносится тонкий слой пластилинового теста. Иногда с помощью прозрачного пластика, или безопасного стекла можно выполнить т.н. «пластилиновый витраж». В «пластилиновой живописи» выполняются первые опыты по лепке натюрморта. Очень интересно в этой технике изображаются цветы, букеты и листья. Это напоминает пастозную живопись маслом, где вместо мастихина выступает плоская стека или даже палец ученика.

Из двух трёх несложных предметов, фруктов или овощей на гладкой драпировке составляется натюрморт. Не стоит усложнять задание общими правилами и законами, стоит дать большую свободу творчества, заодно незаметно, протестировать учебную группу. Часто дети уже имеют определённые навыки работы, с пластилином полученные до школы. В начальный период следует использовать индивидуальный подход для установления и развития навыков учащихся. От лепки простых геометрических фигур, плоскостных изображений фруктов и овощей можно переходить и к более сложным формам.

На первых порах происходит знакомство с материалами лепки, пластилином, глиной, тестом, искусственными материалами. И если в подготовительном классе уместно цветовое разнообразие, то уже во втором полугодии первого класса и тем более втором классе следует переходить к лепке из однотонного скульптурного пластилина. Постепенно вместе с изучением в смежном предмете «Рисунок» светотени учащиеся переходят к работе с однотонными пластическими массами. Лучше всего для этих целей подходит скульптурный пластилин т.н. «телесного цвета» так как он более всего соответствует физическим возможностям юных скульпторов.

Важнейшим элементом лепки является изображение элементарных геометрических форм: - «Треугольник», «Овал», «Квадрат», «Круг» и пр.

Закончив с лепкой простых геометрических форм, переходим к изображениям фруктов, овощей, цветов и листьев учащиеся переходят к изображениям силуэтов животных узнаваемых по абрису кошка, медведь, поросёнок. Особое внимание уделяется знакомым формам; листьям дуба, клёна, рябины или каштана, но на данном этапе работа усложняется, передачей натуралистических особенностей, деталей.

После контурных плоских тел учащиеся переходят к лепке объёмных геометрических тел; «Шара», «Куба», «Тетраэдра», «Цилиндра», «Параллепипеда» и тд. Одновременно на смежном предмете «Рисунок» из плотной бумаги клеятся их двойники.

После работы над объёмными и плоскими геометрическими телами делается ряд бытовых работ более сложного характера: «рубанок», «ведро»,«молоток», «чашка», «лампочка» и т.д. все эти предметы должны нести в себе элементы объёмных геометрических тел.

Затем происходит постепенный переход к несложным изображениям анималистического жанра на плоскости: «Рыбка», «Птица». Начиная со второго класса, начинается ознакомление со стилизацией и декоративным прочтением выполняемого задания.

На смежном предмете «Декоративная композиция», «Роспись», «Прикладная композиция» изучается стилизация растений, насекомых, птиц и животных.

Полученные знания закрепляются в лепке декоративного рельефа, обращается внимание на детализацию и проработку деталей с помощью декоративных элементов лепки.

Декоративный прикладной характер рельефа есть основа лепки в младших классах ДПТ по предмету «Скульптура». Рельефы, как правило, носят тематический характер: «Морской Мир», «Парк Юрского периода», «Ледниковый период», «Братья наши меньшие». После развития разноплановых анималистических композиций можно переходить к темам, с фигурой человека. В младших классах школы это темы сказок: «Сказка сказывается»; «По щучьему велению»; «Пушкин наше всё))». В старших классах разрабатываются более сложные тематические темы - композиции: - «Былина», «Цирк», «Профессия», «Дайвер» и т.п.


«Петушки»

Лепка «Петушка» один из первых опытов работы со скульптурным пластилином. Задачей этого декоративного рельефа ставится переработка предварительно выполненого стилизованного рисунка в объём. Для упращения работы, не надо наносить «грунт», плинт под лепку берётся из МДФ или цветного картона. Цветовая разница между скульптурным пластилином и фоном усиливает контраст рельефа и его глубину.

Учащиеся старшего возраста выполняют лепку птицы по рисунку домашнего задания сделанного с натуры. Это могут быть чучела из небогатого натюрмортного фонда так и зарисовки с натуры, например: «Птичий двор» и т.п.


«Рыбки»

Очень интересна композиция в рельефе на тему: - «Водный Мир». Начинать этот рельеф стоит с более простых одиночных рыбок.


Балет

Анималистка в Школе Искусств

Как известно: - «Страшеее зверя кошки нет!» Ну а кто как не Лев – Царь зверей столь величественен и устрашающ? Лепку животных проще начинать с кошек, ведь как известно; кошатников завсегда больше чем собачников. Кошки доступней и безопасней, ведь ни одна из домашних питомцев не загрызла юного скульптора, разве только слегка поцарапала. Но, с моделями всегда тяжело работать).


Но куда интересней провести этюды сравнения: - «Зверь дикий и страшный!!!»



Или, например: - «Уютный, добрый и пушистый!»

Конечно, в классе ДПТ лепится множество разных животных: - собак, медведей, зайцев и белочек, но коты почему-то самые популярные. А можно представить «Древнего и ужасного, но к счастью вымершего»

Но на, то они и кошки что могут быть разными, и за, это любимыми.

Коты и кошки очень пластичны от природы. Свои чувства и настроения они передают своим грациозным телом, хвостом и мимикой мордочки.

Но если кому не по душе эти своенравные существа могут лепить собачек или оленей Бэмби. Среди оленей не меньше грациозных красавцев…




PS. В следующей части - "Лепка круглой скульптуры на проволочном каркасе"

Комментарии

За это сообщение сказали спасибо Николай Мильков, Олег СМИРНОВ +2

...вот так примерно всё начинается...

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко, Николай Мильков, Олег СМИРНОВ +3


За это сообщение сказали спасибо Николай Мильков, Олег СМИРНОВ +2

Вроде как нехитрые "лубочные" фигурки - а поди вылепи подобное движение, или придумай стилизацию.

...в основе фаянс Кировского завода...лежал там как-то в местной кардиологии роман писамши)))...

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

...Роман, кстати, так себе, повесть скорее...
http://www.proza.ru/2014/06/13/1108

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье