Визитки мастера

не выбран
дуб, 180х120, 1960 г.
не выбран

Лепка круглой композиционной скульптуры малых форм и рельефа. Часть 1

дата публикации 24.11.2017 г. в 12:50
  • 10
  • 593 просмотра
  • 2 комментария

От редактора

Спасибо Сергею Ивановичу за обширный, интересный и полезный материал. На сайте опубликуем несколькими частями.

Полное название работы:

Методическая разработка по предмету «Скульптура»
На тему: «Лепка круглой композиционной скульптуры малых форм и рельефа»
Автор: преподаватель Сергей Иванович Карпиков
Думиничи 2017

Аннотация

Целями данной методической разработки являются исследование межпредметных связей между скульптурой, рисунком и композицией. Объемное изображение предметов в различных техниках лепки: в рельефе и в круглой скульптуре. Развитие наблюдательности, зрительной памяти и умение использовать композицию, в том числе декоративную композицию.

Очень важной целью лепки на уроках ДПТ является знакомство с народной декоративной скульптурой, её историей и традициями. Большое внимание отводится изучению «Хлудневского народного промысла». Знакомство с народными мастерами и их техникой обработки глины.

Также целью этой методической разработки является подведение анализа над работой по предмету «Скульптура» за последние четыре года художественного класса Думиничской детской школы искусств. Помимо того передача наработанного опыта коллегам преподавателям школ искусств и художественных классов школ искусств.

Задачами данной методической разработки является обучение учащихся художественного класса школы искусств лепке рельефа и круглой композиционной скульптуры малых форм. Развитие познавательной деятельности и художественно-творческих способностей детей посредством создания ими пластических образов и композиций.

Необходимо учитывать ограничение часовой нагрузки на предмет «Скульптура» и сочетать его с общей предметной сеткой. Кроме классического и декоративного натюрморта ставится задача изучения прикладной композиции, в том числе лепка «круглой скульптуры» на проволочном каркасе.

Как следствие изучаются связи между скульптурой, рисунком, композицией, в том числе декоративной. Очень важным является сочетание работы, как с натуры, так и выполнение композиционных заданий.

ВВЕДЕНИЕ

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: её образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передаётся контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала.

В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию.

Предмет «Скульптура» является одним из компонентов Комплексной программы обучения детей в Думиничской Школе Искусств.

Обучение детей скульптуре должно гармонично сочетать изучение средств, правил, приемов правдивого отражения действительности в образной форме и развитие творческих способностей. Для успешного развития художественно-творческих способностей детей все изобразительные умения, приемы и правила скульптурного изображения выступают не сами по себе, не изолированно от творческих задач, а как средство создания выразительного художественного образа. В основе создания образа лежит эмоционально-творческое восприятие действительности. Это сложный творческий процесс, где все средства подчинены единой цели.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особенности лепки и скульптурного творчества

Красной нитью через эпохи проходит народное творчество сквозь отечественный культурный слой.

Думиничский район славится одним из древнейших промыслов – «Хлудневским». Архаичный, ещё дохристианский керамический промысел возник в деревне Хлуднево ещё в незапамятные времена. Сама деревня была вдали от основных торговых трактов, да и земли этой местности были скудны и не урожайны, сплошь лесные подзолы да супеси. Зато деревня Хлуднево была богата крупными запасами жирных глин, которые легко было добывать на берегах местных ручьёв да речушек.

В межсезонье (летом была работа и поважнее) во многих крестьянских избах кипела работа. Из разных сортов глины крутилась и лепилась разнообразная посуда, которую, по весне, возами отвозили на местные ярмарки. Ведь главным богатством Хлуднева был творческий неугомонный житель. Бабы и мужики толкли, мяли глиняное тесто, а детишки как всегда были на подхвате смекали, и учились всему понемногу . И толи забавы ради, о то и просто для привычки полезной учились мальцы да девчата лепить игрушку. А подслеповатые седые старцы и старицы, с кривыми от артроза пальцами учили малолеток неслухов. За сказами мяли глиняное тесто да вели речи о глубокой старине и древней истории края. Так, из поколения в поколение, из века в век сохранился и живёт древний Хлудневский промысел.

И сегодня среди немногочисленного народа, живущего на Думиничской земле, встречаются замечательные мастера. Они не только владеют традициями древнего промысла, с успехом его приумножая, но и с удовольствием делятся знаниями с подрастающим поколением..

Валерий Шумаев, Александр Заборских и др. мастера щедро делятся своими умениями с юными художниками Думиничской школы искусств. Проводят мастер-классы в стенах художественного класса. А ученики с удовольствием приобщаются к таинству творчества, посещая их мастерские во время учебных экскурсий.

Знакомство с Хлудневским промыслом даётся на установочном занятии, построенном в виде посещения небольшого музея ремёсел в посёлке Думиничи. Изучаются работы разных мастеров прошлого и настоящего. Потом даётся лекция на уроке Истории искусств и начинается разбор техники и технологии лепки.

Архитектоника народных промыслов была проста и утилитарна. Сама посуда была не столь уж сложна в технологии, да и не трудна в производстве. Большим секретом был поиск своего семейного «копанца», как правило, расположенного в старицах ручьёв и речушек. Глину тщательно очищали от камушков и веточек промывали, трамбовали, просеивали и отмучивали.

Для лепки готовых крынок либо горшков всевозможных форм учитывали «деревенскую кулинарию», традиции питания и сельскую обрядовость в кухне.

До повсеместного использования гончарного круга глиняную посуду лепили и формовали из пластин, глиняного жгута либо формовали на деревянных болванках. С освоением и развитием гончарного дела мастера стали декоративно украшать посуду; - тиснением, гравировкой, налепными узорами, ангобами, лощением и томлением. Часто археологи определяют точную дату по форме и оформлению керамического черепка.

Не столь сложным был и процесс обжига и придания керамической посуде гигроскопичности, т.е. водоотталкивающих способностей.

Превращение глины в керамику происходит при температуре 600-800 градусов С. В среднем, спекание глины в костре происходит при температуре до 750 градусов Цельсия. Обжиг в костре прост, но плохо управляем и неэкономичен. В гончарном горне обжиг возможен до 900 градусов С. Но для обустройства печи требовался огнеупорный кирпич, который в ту пору не производился. Крестьяне-гончары обустраивали земляные печи, которые были сродни погребам, стены которых густо вымазанным изнутри глиной. Топливом для обжига служил берёзовый уголь который повсеместно использовался в разных промыслах, например кузнечном.

К посуде относились бережно и частенько разбитые горшки и крынки любовно обматывались лыком да берестой и ещё долго служили хозяевам как коробы для сыпучих продуктов гороха да полбы.

Как правило, несложным, горшечным делом «подмастерья» занимались «молодухи», которые между делом лепили игрушки своим детишкам. Детвора легко включалась в увлекательное занятие, помогая матушкам зарабатывать лишний грошик.

Особенностями этого промысла было не только прозаичная изготовка нехитрой керамической домовой утвари, но и всевозможная лепка детских игрушек. В теме лепке игрушек очень часто проскальзывали ещё дохристианские языческие мотивы. Волшебные деревья – «Вырий», фантастические птицы «Сирин» и «Аклкност», полукони «Полканы» и полудевы «Мавки». Языческие образы тесно переплетаются с сюжетами из раннего христианства. Юные мадонны держат в объятых снопы пшеницы, младенцев, петухов с голубями. Детские игрушки «Погремухи» заменяли младенцам современные погремушки, наивные свистульки и «Гудухи» позволяли постичь мир звуков – музыки.

Часто мы уже не можем понять, что хотел передать мастер или мастерица далёкого прошлого, часто несущего древние языческие корни. Изучение археологических и исторических страниц нашего прошлого, сравнительный анализ других художественных промыслов на территории нашей страны дают понять сложность исторических процессов на бескрайних просторах нашей Родины.

Работа с природным материалом – глиной даёт учащимся особые тактильные ощущения. Текучая пластика глин разительно отличается от современных искусственных пластических масс и полимеров. Даже традиционный пластилин проигрывает в текучести формы жирной скульптурной глине. Трудностью с работой с этим природным материалом представляет значительное наличие инородных тел: - камушков, веточек, листьев. Иногда выручают промышленные массы, сформированные в брикеты, но следует учитывать, что эти шликерные массы сформированы по технологиям, привязанным к промышленному производству.

Таким образом, для полноценной работы с глиной необходима хорошо оборудованная мастерская с подводом и водоотводом и Отдельное помещение для керамической печи, необходимая электропроводка и принудительная вентиляция. Вот список основного и дополнительного оборудования на класс из восьми учащихся.

Примерный список необходимого оборудования и инвентаря для оснащения класса «Керамики» в школе искусств.

Муфельная печь Nabertherm с огнезапасом - 235 000р

1. Гончарный круг SHimpo RK-3E – 86 900р
2. Экструдер ручной настенный Frema EX-115 – 36 290p
3. Раскаточный стол Frema TSR-16 – 33405p
4. Мебель для класса: Стеллажи для хранения и сушки изделий два, по 3 990р;
5. Замывочный столик 6 620р
6. Столы для занятий, два, по 16 500р
7. Турнетки для занятий пластмассовые 8 штук по 1410р
8. Мельничный механизм к гончарному кругу 35 700р
9. Отстойник для очистки воды в классе «керамика» Rohde 56 500р
10. Табурет гончара STL-AL 8 штук по 7100р
11. Наборы ручного инструмента, петли, цикли, стеки 8-10 комплектов 1490р за набор
12. Стеллаж широкий 4шт по 4030р.
13. Подиум для экструдера 4200р.
14. Стеллаж для сушки 23000р.

Стоимость оборудования дана по ценам 2016 года. На подбор и стоимость инвентаря может влиять; бренд фирмы, возможности самой школы, щедрость донаторов. Конечно, можно обойтись без многого, ограничится простым столом обитым клеёнкой или линолеумом и древней муфельной печью из кабинета физики. А стеки выстругать из черенков сломанных кисточек и палочек липы с прикрученной проволочной петлёй.

Первые занятия стоит проводить, как ознакомительные с целью изучить возможности глины как материала. Промять, ощутить пластику и возможности глины, сравнить её с пластилином, тестом и т.п.

Поначалу осваиваем глину тактильно. Наподобие мучного теста раскатываем и отбиваем ком глины. Необходимо избавится от излишков воды и пузырьков воздуха. Доводим его до необходимой нам влажности, убеждаемся, что в глине нет посторонних предметов. Раскатываем и крутим шары и шарики. Вытягиваем жгуты и плетём косицы. Во время лепки на столе для занятий лежит влажная не грубая тряпица, лучше мешковина. Во время работы ученики смачивают о неё свои ладошки. Не помешает и блюдце с водой. Главное не разрешать мочить ком глины или саму игрушку.

Не стоит усложнять композицию или сразу пробовать слепить работу похожу на авторскую работу мастера. Поэтому лепим простые предметы уже освоенные на лепке с пластилином, но, в, тоже время, пытаемся придать ту особую архитектонику присущую древнему художественному промыслу.
Пытаемся понять ту архаичную манеру лепки с помощью, которой старые мастера могли передать всю красоту своего мира.


Как правило, это простые стилизованные изображения животных: «черепашек», «слоников», «жаб-лягушек»…



Постепенно, знакомимся с новым для себя материалом – глиной. Развивая своё мастерство и технику, усложняем форму, отрабатывая стилизацию, лепим традиционных для промысла птиц. Они иногда украшены свистулькой, но чаще наполнены глиняными шариками как детская погремушка.

После «Птиц» можно перейти к барыням – «Громотухам». Это тоже детская игрушка, внутри она полая и наполнена шариками из обожженной глины.

Иногда можно пошутить внести современные реалии и бытовые зарисовки в старый промысел…


Однако не забываем, что особенностью «Хлудневского промысла» была простая детская забава – свистулька.
Во время лепки этой традиционной игрушки, лишний раз убеждаемся, лепка простого свистка – весьма непроста….


Эти музыканты издают звуки на зависть современным поп- звёздам

PS. В следующей части - "Лепка натюрморта"

Комментарии

Методичка, любезно публикуемая Олегом Смирновым создавалась несколько лет.
Фотоматериалы рассыпались по архивным папкам, при удачном случае я буду скидывать рабочий материал если он будет интересен читателям...



















За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Николай Мильков, Олег СМИРНОВ +3

...Родина всегда найдёт своего героя и скромно его отметит))...

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье