Кредо и творчество Геннадия Горшкова или "Хорошо сидим!"

дата публикации 07.01.2017 г. в 19:59
  • 20
  • 1444 просмотра
  • 11 комментариев

Сегодня вечером посидели у меня за чашкой с Геннадием Горшковым. Хорошо посидели, часов пять, сначала по делам, а потом по творчеству.

Гена достал флешку, воткнул в комп. Полистали архив с железным творчеством, а потом открыл я папку рисунки и офигел. И стало мне окончательно ясно - передо мной художник. Рисовать, говорит, не учился. Впрочем, смотрите. Нехило, да?

Вознесение

На даче

Хорошо сидим (сигаретница)

Кредо и творчество

Эту масенькую фигурку "Майя" Гена сделал на заре своего творчества из кирпича

а эту из змеевика

Ранняя работа "Гроза яблок" была раскритикована апологетами "чистых коряг" из общества "Природа и творчества" - мол, ничего нельзя к корягам приклеивать и доклеивать. Глазки, типа, инородные.

Гена показал одну из любимых своих работ "Гном с гномессой":

И вот какой зашел у нас любопытный разговор. Автор в семидесятые годы и немного позже вырезал фигуры "чисто из чурбака", из массива, а потом отошел от такого вида творчества и стал работать только в стиле корнепластики, следуя природным особенностям веток, коряг и корней.

Посмотрим сначала ранние работы из массива.

"Два сеттера":

"Шоколадка Виспа"

И вот такой возник у нас спор.

Я недоумеваю, почему человек, имеющий художественный дар рисования и всяческого креатива, не развивает свой талант в направлении классического скульптурного искусства? С моей точки зрения, если мастер может создать картину "Хорошо сидим" на холсте, то почему такую-же композицию нельзя воплотить в дереве в виде многофигурной скульптуры? Ведь будет круто и значительно! - но нет, надо "прогибаться" под корягу, искать в извилинах веток вдохновения. Как так?

А Гена говорит, мол, корнепластика для меня уже наркотик, и дай мне квадратный брусок, я его равнодушно отложу в сторонку. Мол, есть у меня любые столярные инструменты и станки, но попроси меня сделать прямоугольную коробочку, я сделаю - но она получится кривая.
Потом, говорит он, если работу не удается сделать за два-три дня, я теряю к ней всякий интерес. А лепить, мол, выстругивать из голого бревна неделями - не моё..

Про красоту, гармонию и художественный образ

Из небольшой подборки фотографий, я бы выделил особо корнепластные "Бомж", "Певец" и "Сенсей": они гармоничны и образны одновременно. Природа здесь созвучна с художником, не добавляет никаких излишеств и работы смотрятся... как бы сказать... скульптурно-профессионально.



В работе "Двое" - шикарная идея, образы, юмор, но... Веточка то изогнулась "в образ", а короткие ручки добавляют, на мой взгляд, немножко дисгармонии. А куда девацца? - так заложено веткой. И поспорили мы и тут с Геной. Разве нельзя такую же скульптуру, скажем, вылепить нивелируя природные огрехи и вырезать невзирая на корягу?!

Хитро смотрит

Комментарии

Не первый день обсуждаем с Геной этот вопрос. Я обычно (как и большинство коллег) сначала вынашиваю мысль, потом делаю эскиз (с оглядкой на склад материалов) потом лепка, потом резьба. У Гены всё наоборот. Кусок - замысел - резьба. Вроде классическая схема корнепласта... Только работы Горшкова назвать корнепластикой язык не поворачивается. Это вполне самодостаточные скульптуры. И ломать копья, какой способ правильный занятие бесперспективное... Взять таких метров как Михаил Ильяев, Виктор Суднов или Игорь Базыкин... Кто идёт более правильным путём? Да все. У каждого свой подход, видение процесса и результата. И у Горшкова та же петрушка. Хотя думаю, если бы Гена набрал учеников... То максимум один из сотни бы овладел такой манерой видеть форму и чувствовать материал... А может и вообще никто. Какое всё таки удивительное дело, резьба по дереву... Насколько раскрывает человечью сущность. Как говорится - покажи свои работы и я скажу кто ты)) Геннадий Горшков человек уникальный! По этому, спасибо Ген за то что ты такой как есть! Удачи в поиске новых образов)

Это верно, таким даром видения образов в корягах обладают немногие люди. Речь немного о другом - ведь на бумаге получается рождать образы прямо из мыслей, без подсказок природных форм. Значит и классически-скульптурный подход должен пойти . Да ведь и было в ранних работах. Я бы попробовал не в ущерб любимой корнепоастике,. Для меня новые удивления, согласен Леша, насколько мы разные в творчестве

За это сообщение сказали спасибо Алексей Новиков, Геннадий Горшков +2

Так ведь мысль на бумаге это одно... А азарт охотника за интересной корягой и любопытство, что она в себе таит... Совсем другое. Я бы тоже попробовал. Да боюсь не хватит образного мышления((

За это сообщение сказали спасибо Геннадий Горшков, Олег СМИРНОВ +2

Природные формы вместе с вдохновением и азартом "одаривают" своими ограничениями - то там веточка коротит руку-ногу, то там лишний нарост. А мысль человеческая вообще не имеет ограничений.

Мы еще обсуждали вариант природных подсказок в корнепоастики, но с дальнейшим развитием в чисто рукотворные скульптуры. Это как увидеть на стене или в облаках образ и потом воплотить его в материале.

За это сообщение сказали спасибо Алексей Новиков, Геннадий Горшков +2

Посмотрев этот репортаж , предлагаю сделать традицией , навещать МАСТЕРОВ САЙТА в их домашних мастерских в субботу или воскресенье , знакомясь с творчеством хозяина , за чашкой чая . Если встреча получится интересной , можно дать фото репортаж в сайт . Затем навещать других коллег , как ты считаешь , ОЛЕГ ? Если найдётся один или 2 - 3 желающих , приглашаю для начала, к себе 14 или 15 января к 16 часам . Покажу свои деревяшки , поделюсь опытом . С собой захватите фото , видео аппарат .Кто пожелает , звоните 8 916 234 834 1 . А МАСТЕРСКУЮ , которая заинтересовала других коллег , тоже могут посетить в другое приглашение . Думаю эти встречи полезны в творчестве и сближении нас , как собратьев по увлечению . МИХАИЛ

14 числа я совершенно свободен. По этому с удовольствием посещу! Фото - видео аппаратуру гарантирую. С последующей статьёй на сайте.

За это сообщение сказали спасибо Владимир Завершинский, Геннадий Горшков, Михаил ИЛЬЯЕВ +3

А я еще и вышивать могу.. и на машинке... тоже... (С)
После завершения ремонта квартиры буду рад принять желающих приехать ко мне в Люберцы. Об окончании ремонта сообщу дополнительно. Спасибо. ГАГ.

ГАГ

Это хорошо, что у всех свои пути в творчестве. Это залог разнообразия в искусстве и специально ничего менять не надо. Когда захочет человек изменения сами собой произойдут.1

Такие встречи полезны расширением познания в области творчества и быть может новым импульсом. Сильные чужие работы вдохновляют на подвиги, а личное общение удваивает интерес. Да, еще добавлю: Гена не рисует и не лепит эскизов, "просто" просвечивает своей мыслью деревяшку. Такие уникумы у нас еще Боря Иванов, Андрей Шилов - может еще кто, я не знаю.
Честно, после встречи, посерьезней посмотрел на корнепоастику, как самостоятельный вид творчества. Вспомнил Сергея Крыжановского с его фанеризмом - аналогичное творчество, только на плоскости.
А работы Вячеслава Почечуева? Тоже корнепластика, но уже прсерьезней "природы и творчества".

Это как увидеть на стене или в облаках образ и потом воплотить его в материале.

Разные материалы и разные техники дополняют друг друга, расширяют кругозор, фантазию. Ведь, чтобы увидеть образ на стене или в облаках, нужно, чтобы был определённый багаж этих образов именно в материале.
Снежная скульптура, например помогает учиться представлять в кубе будущую фигуру и отсекать большие объёмы ненужного материала. Потом это можно использовать при работе с деревом. Лесная скульптура, корнепластика помогает отходить от общепринятых норм, канонов, где-то развивает внимание, помогая более полно использовать природный рисунок плоскорельефных форм... И в различных жизненных ситуациях... Ну, что-то в этом роде...1

За это сообщение сказали спасибо Алексей Новиков, Геннадий Горшков, Олег СМИРНОВ +3

За разговорами о творчестве, мы как-то забываем, что наш материал(прошу прощения у тех, кто режет из кости или камня) это неповторимое ДЕРЕВО! Живой материал, со своим характером и красотой. М.б. что-то легче изготовить из других традиционных материалов(глины, гипса, пластика), но мы выбираем все-таки дерево с его неповторимой текстурой, т.е. тем что отсутствует у большинства (кроме м.б. камня) материалов. Кто-то говорит, что дерево-это" материал бедных", т.е легкодоступный и простой, а я считаю, что если удалось совместить задуманный образ и текстуру дерева,то как правило получается интересная работа. Леша Новиков прав, и Михаил Давыдович, и В. Суднов, и И.Базыкин, и В. Сысоев и многие другие увидели,в первую очередь(как мне кажется), красоту дерева и, только потом художественный образ. Что касаемо меня, то мне еще в 70-х один хороший человек сказал: Гена, тебя всегда будут ругать: корнепласты за то что режешь, а художники-за то,что следуешь природе. Так, что я привык. Меняться, наверное, уже поздно, да и не хочется. Если кому-то нравится-уже хорошо. Совместить художественный образ с природной текстурой -кайф(как минимум хорошее настроение). Если такой подход противоречит классической скульптуре, то значит упс, классика не мое. М. б. немного не связно, но от души. Спасибо.ГАГ.

ГАГ

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье