Визитки мастера

вишня, 8 см, 2010 г.
КОСТЬ, КАМЕНЬ, горох 12 см, 2015 г.
вяз (ильм, карагач), 19 см, 2010 г.

КЕРБШНИТ ЖИВ?

дата публикации 08.11.2019 г. в 20:47
  • 6
  • 995 просмотров
  • 20 комментариев

На Митексе пообщался с Федором Бондаревым, в том числе на тему мебельной резьбы. Мне было важно услышать мнение профессионала о процессе обучения новичков плоскорельефной резьбе. Какие возникнут для новичка сложности, я излагал в статье "Мебельная резьба" для новичков: главное, что нужно понимать" . Основное препятствие в быстром, но качественном освоении классической мебельной резьбы - необходимость обладать большим арсеналом стамесок разных профилей.

Федор подсказал простую идею - учить вырезать новичков КЕРБШНИТ, в современном звучании - геометрическую резьбу. И здесь есть важные особенности. В прошлые два века была модна в мебельной резьбе, украшении шкатулок, полочек "ковровая" зарезка всей поверхности геометрическими узорами.

Сейчас эта мода осталась разве только на нардах или разделочных досках, при этом орнаменты сильно деградировали и не могут служить для нас ориентиром в мире художественной резьбы.

Однако, если рассматривать абрамцевский (поленовский) стиль кербшнита, то мы видим, что мастера ушли от ковровой зарезки, и стали оставлять большие поверхности фона на мебели. Орнаменты качественные, поскольку их разработкой занимались сильные художники.


У меня вопрос к моим коллегам и будущим ученикам: насколько интересна в наше время геометрическая резьба для украшения мебели? Можно вопрос задать проще: готовы ли вы поставить у себя дома мебель, украшенную качественным КЕРБШНИТОМ?

Мысли плодятся) Можно придумать массу вариаций сложного кербшнита, с сочетанием строгих геометрических и вольных форм.

Комментарии

МОЙ опыт многолетнего преподавания ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ подсказывает : ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ НЕ СЛОЖЕН В ИСПОЛНЕНИИ КОСЯКОМ ИЛИ НОЖОМ , пока нет набора резцов . Многократное повторение его элементов , помогает начинающим осваивать владение таким инструментом , учит понимать в каком направлении резать , соблюдая слой - волокна древесины , приучает точно исполнять врезание косяка ( накол ) 90 градусов и подрезка 45 ( или по необходимости другие наклоны в нужную глубину ) . Ученик быстро обретает возможность украсить доску , шкатулку и т.д. для практики , удовольствия , исполнения заказа , подарка ... Я режу 51 год и не отказываюсь по сей день , что то украсить таким орнаментом , не сложно и быстро . Интересно могут смотреться и домашние предметы : полки , шкафы , столы ... Только думаю , чаще будет необходимость снимать с поверхности пыль . НО НАУЧИТЬСЯ РЕЗАТЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО ! ОН МОЖЕТ УВЛЕЧЬ И В ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСВОЕНИЕ МАСТЕРСТВА РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ ! ДОСТИГНИТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ , ПОКАЖИТЕ В НАШЕМ САЙТЕ . ЖЕЛАЮ УДАЧ В ЭТОМ УДИВИТЕЛЬНОМ РУКОДЕЛИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ! МИ

Тут , мне кажется немножко неправильно задается вопрос. Нужно - есть ли интерьеры в которых мебель с геометрической резьбой смотрится органично. Выскажу свое мнение :) Наверняка есть. Ограниченного применения и очень, конечно, эксклюзивные. Эта резьба очень древняя, и как отмечают некоторые исследователи, через нее можно было транслировать послания-пожелания. Это как-бы прописьменность, и все её элементы имеют значение, а их сочетания имеет смысл. Соответственно она для поклонников Древневерия может представлять несомненный интерес, как элемент культурного наследия. И в то-же время как послания к себе и окружающим и органического окружения в котором комфортно находится. Причем элементы резьбы могут находиться на любой поверхности, ведь это не самое главное как они смотрятся, а важно что они означают. Это конечно не самый большой сегмент рынка :) в котором, она (резьба) может рассматриваться не только как декоративный элемент. Для оставшихся очень важно единство интерьерного решения и декоративного оформления поверхности мебели. Дизайнеры, насколько я знаю (по крайней мере на выставках дизайна таких решений не предлагают) с такими декоративными элементами не работают. Тут не все так просто, очень трудно, например, представить себе офисный кабинет с такими элементами. Хотя и такой вариант возможен, если он тематически оправдан.
Для интерьерных решений возможны современные варианты резьбы, они не только украшают но и формируют поверхность.



Тут естественно, никакого ля-рюсс , никаких "народных" элементов. Мебель оформленная таким образом смотрелось бы, конечно несколько этнично, но и не репликой крестьянского стиля. Вполне современно и продвинуто. Почему её такой не видно? Вопрос, тут мне кажется, несколько уходит в сторону от дизайна в сторону технологии. Производство мебели предполагает копирование того количество выбранной модели, без индивидуальных особенностей (иначе потребитель будет теряться перед выбором) которое необходимо для насыщения рынка. (не будем пока обсуждать индивидуальное проектирование интерьера) Это сейчас может быть достигнуто лишь с помощью станков. На обычном, рядовом станке с ЧПУ воспроизвести геометрическую резьбу очень затруднительно. Есть конечно специализированные в которых рабочий орган не фреза а резец. Но "специализированные" станки на то и существуют, что-бы мы понимали ограниченность своих материальных возможностей :) .
Соответственно она не представляет интереса для производства, даже в малой серии. Тут, мне кажется, и появляются возможности для человека. В том числе и справедливо обосновать заказчику, подлинную эксклюзивность интерьера. А не называть таким термином то что им не является, когда стандартные интерьерные решения при простом изменении размеров и взаиморасположения полок волшебным, якобы, образом приобретают индивидуальные черты. И тут есть возможность сделать по настоящему эксклюзивный интерьер. Без возможности повторения, даже в "ограниченной серии" :).
Но предлагать вопрос о возможности украшения резьбой мебели заказчикам не стоит. Нужно конечно употреблять слово КЕРБШНИТ, благо геометрическая резьба совершенно себя дискридетировала "зековскими" нардами. Но что-бы человек на него ответил он должен минимум представить себе мебель с такой резьбой. Подчеркиваю, не вспомнить уже увиденную, а сконструировать в уме новую, потому как увиденная им в музее не у всякого может асоциироваться с его собственным домом. Помимо этого он должен четко себе представлять как это будет смотреться в интерьере. То-есть человек к которому обращен такой вопрос должен быть не только художником способным увидеть в голове узор, а вдобавок еще и дизайнером мебели и интерьера. Нет конечно, любая женщина "дизайнер" :) И она точно "знает" что ей надо в гостиную или спальню :) Но как правило её "знание" ограничено журналом (хорошо если специализированным) или статьей Яндекс-дзена :) . А в них такого нет. Значит такого и в природе не существует :). А кто у нас за кошелек отвечает и за внутренний вид семейного гнезда?
Тут , мне кажется нужно сразу предлагать готовые решения, как по мебели так и по встраиванию её в интерьер. Хотя-бы в виде цветных эскизов. А потребитель уже будет выбирать из предложенных вариантов. Формировать вкус, а не рассчитывать на него. Вот написал и сейчас же представил всю громадность этой задачи :( . И устрашился :) Но задача очень интересная. И в случае удачи перспективная .

Как это не смешно, но такие интерьеры есть. И называются очень просто - русский модерн. Кербшнит прекрасно устроился на мебели того периода. Правда не он делал погоду, погоду делали проф. архитекторы формой и пропорциями мебелей. А незамысловатая резьба была вишенкой на торте. Кстати И.Глазунов был страстным коллекционером модерна и в его музее таких мебелей хватает. Очень красиво.

Игорь, Александр, спасибо за комментарии. Действительно, надо придумывать и пробовать вводить в моду мебельную. Может, в виде клинописи под архаику.

За это сообщение сказали спасибо Александр Сидоров, Игорь Попов +2

Дядя Миша, с благодарностью за уроки геометрии. Прошёл честно все занятия и украсил шкатулку, подарил маме. Действительно, уроки геометрии бесценны в плане понимания слоистости дерева, тренировки мелкой моторики и терпения. Но многие, знаю, именно на геометрии ломаются и теряют интерес к резьбе. Думаю, что тут можно по желанию, эволюционно.

За это сообщение сказали спасибо Михаил ИЛЬЯЕВ +1

Спасибо за напоминание. Это действительно Модерн. Ну русский модерн это понятие слишком всеобъемлющее, и пестрое. Скорее это можно сказать о его скандинавском или финском виде. И да, это наверно единственный вид интерьера в котором геометричка применялась. Но скорее как этно уклон с намеком на национальную принадлежность. Мне Модерн очень нравится, именно за свою всеобъемлющую способность все переварить усвоить и применить для дела. И тут он себя проявил во всем своем блеске. Некоторое время назад пытались опять работать с Модерном, но как-то без особенно творческого начала, брали за основу текуче - пластичные линии Модерна и с ними работали. Это конечно очень узнаваемо. Но вот с геометричкой кажется никто и не пытался работать. Наверно впечатление от Кербшнита слишком ассоциировалось с национальными мотивами. А требовалось подчеркнуть космополитический шик :). Я что-то и не помню современных интерьеров с украшением геометричкой. Только начала 20 века.























Прошу прощения, несколько изображений попало в подборку случайно , но уже их убрать затруднительно :(
Добавлю пока других,























За это сообщение сказали спасибо Александр Сидоров, Василий Колышкин +2

Кресло с топорами как раз из коллекции И.Глазунова.

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1


Особым покровительством Александра III пользовалось национально-романтическое направление в архитектуре и живописи, которое получило название «русского стиля». Особенно сильное влияние этого стиля, обратившегося к мотивам крестьянской резьбы и вышивок, испытало декоративно-прикладное искусство, прежде всего, мебель. В 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге экспонировалось оригинальное дубовое кресло «Дуга, топоры и рукавицы», автором которого являлся резчик Василий Шутов. Это курьезное произведение очень понравилось императору, получило широкую известность и разошлось в многочисленных копиях.

Это из комментарий, к коллекциям Русского музея. И насколько я помню (возможно просто злые завистники так описывали ситуацию :) ) мастер всю оставшуюся жизнь лишь делал этот стул и продавал права на него :), но наверно как преподаватель он просто использовал его в качестве учебной работы, или выпускного экзамена, или образца для проверки творческих способностей учеников, потому как на фото все стулья очень сделаны по разному, идея одна но исполнение явно не попытка подделки а скорее разное видение .

За это сообщение сказали спасибо Александр Сидоров, Олег СМИРНОВ +2

Беда в том, что вся эта разлюли-малина на любителя и в деревенский интерьер, охотничьи домики. Придумать бы решение, чтобы и на строгой мебели или в лофте смотрелось органично.

11 ноября, 2019 - 15:24
Аватар пользователя Андрей И

Друзья, обратите внимание на работы арт-центра "Алексеевское подворье". Я как понял фотографии некоторых работ приведены выше. Арт-центр функционирует и выпускает различные предметы интерьера, в том числе и украшенные "традиционной" геометрической резьбой. Также множество предметов одновременно с геометрическими орнаментами украшаются другими техниками, например инкрустация камнем, вощение цветными восками, другие виды резьбы и т.п. На сайте можно посмотреть интерьеры (целый дом и спальня в квартире). Полагаю подобная мебель востребована, например в коттеджном поселке "Берендеево царство" и других подобных поселениях.
Отвечая на вопрос - да я готов (даже хотел бы, при наличии) поставить предмет интерьера, украшенный геометрической резьбой, у себя дома. Главное, что бы он был исполнен мастером высокого уровня. КЕРБШНИТ определенно жив, но малопопулярен.
Спасибо за внимание.

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов, Олег СМИРНОВ +2

Андрей, добрый день. Вы достойные продолжатели легендарного абрамцевского кружка, все работы на высоком уровне.

За это сообщение сказали спасибо Андрей И +1

Я как понял фотографии некоторых работ приведены выше.

Да кое-что попало, прошу прощения если привел без ссылки на авторство. Но это, по моему, в этом случае не самое главное, в этом разговоре особенно :). Обсуждались просто варианты решения форм мебели с таким видом орнамента. А решение было хорошее и правильное. Да ещё и в соседстве с мебелью из собрания Эрмитажа и Третьяковки :) и архитектурных справочников начала прошлого века, а это уже признание! И есть ответ на вопрос по наличию современного интерьера!!!

Может что-то такого типа, только в объеме и на поверхности мебели?

Или может такого типа???? Экстремально смотрится, ну уж точно не ретроградством :)















За это сообщение сказали спасибо Геннадий Горшков, Олег СМИРНОВ +2
12 ноября, 2019 - 12:24
Аватар пользователя Андрей И

К сожалению не продолжатель, но почитатель.

Абрамцевские работы тоже грешат высасыванием из пальца, как гусиные лапки, нужные на розетке, как корове седло. Но, будущее у этой техники в мебели есть. Неожиданно органично смотрятся большие элементы, сравнимые с размером самого изделия. Лет 30 назад вырезал из "пятерки" осины массивную табуретку с простейшими розетками большого размера. Неожиданно оказалась самой любимой, таскаю за собой кучу переездов. Стилистику задает такая мебель лихо, но и атмосферу помещения создавать способна.

Юрий Гавриков

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1
1 декабря, 2019 - 02:04
Аватар пользователя Алексей Бегишев

А как смотрите на такое (взято с ролика мастерской Crimson Custom Shop:

1 декабря, 2019 - 02:05
Аватар пользователя Алексей Бегишев

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье