"Футбол"

дата публикации 09.12.2008 г. в 00:00

Высота 32 см.
Бивень мамонта (2-х цветов),
чёрное дерево, золото.
Ювелирные работы -
Владимир Жолнерчик.
Июль 2006 г.
Футбол - это часть моей жизни. К сожалению, только первая часть, моё прошлое. И не потому, что возраст не позволяет сейчас играть самому (профессионалом я никогда не был), а потому, что нынешний футбол, да и вообще спорт, просчитываемый в "бухгалтериях" сильных мира сего потерял свою душу - именно то, за что и любили мы спортивные соревнования. В 2006 году закончил играть последний мой кумир - Зинедин Зидан - рыцарь, барс, суперпрофессионал, не знаю, как назвать его, чтобы эти слова отразили хотя бы часть его таланта. Его скульптура впереди.
А сегодня я хочу представить иллюстрацию того самого прошлого, когда футбол рвал мою душу, когда играли Беккенбауэр, Эйсебио, величайший и непревзойдённый доселе Пеле, а чуть позже моя любимая команда "Динамо Киев" и её великий тренер Валерий Васильевич Лобановский начали своё победное шествие по футбольной планете. Мексиканский чемпионат мира по футболу 1970 года. Наверное, если бы Пеле забил тогда гол английскому голкиперу Говарду Бэнксу, эпизод растворился бы в футбольной истории, и никто никогда об этом бы не вспомнил. Но Бэнкс сотворил чудо. Он парировал в невероятном изгибе удар, безукоризненно выполненный Пеле. Удар головой "в линию". И этот момент уже тогда стал для меня памятником Великой игре под названием Футбол. И вот, спустя тридцать шесть лет, я изваял этот стоп-кадр своей памяти в кости мамонта. Как всегда, не всё получилось. Наверное, такой масштаб мне ещё не под силу. Но время работает уже не на меня. И слово "ещё" уже не актуально.

,

Комментарии

18 января, 2009 - 21:14
Аватар пользователя Иосиф

Смотрите видео

"

Дело вкуса , конечно , но некоторый гиперреализм упрощает просмотр. Уже автоматом сосредотачиваешся на технике... Вот ваши работы с некоторой недосказанностью , намёком , не совсем разжеванные , производят намного более сильное впечатление лично на меня . Но это конечно же сугубо лично :) . Зритель зачастую вне авторского контекста и настроения...

30 ноября, 2009 - 21:01
Аватар пользователя Зифа МАНСУРОВА

Случается, что в творчестве Мастера ты встречаешься с такой работой, которая произвела на тебя сильное впечатление, которая тебя поразила, но не сразу, взрывом, а как-то постепенно, когда ты в очередной раз вдруг посмотрел на неё и понял, что это настоящее потрясение и оно настолько глубокое, что внутренний шок не выпускает слова и формулировки.
Потом ты возвращаешься, полагая, что теперь уже всё встанет на свои места и можно будет спокойненько проанализировать.
Но этого не случается.
Не получилось это ни полгода назад, ни теперь.
Иосиф, если бы сегодня меня спросили, какая работа из Вашего Творчества самая потрясающая, на мой взгляд, бы я назвала эту.

Игорь, твой комментарий без ответа, не потому что он критичен, просто тогда я выставил сразу десяток работ или даже больше и отвечал в одной из них на комментарии разных работ. Теперь вижу, как неприлично это выглядит. Уже обсуждал эту тему с тобой, что на стилизацию не хватает смелости, потому и реализм, хотя стадион всё же в условной перспективе.

Зифа, Ваш комментарий пронизывает до глубины души, так же как и к "Элле Фицджералд". Это действительно самая сложная технически работа. Хотя в ней многое не удалось, она созревала долгие десятилетия. Многое изменилось в нашем мире, изменился и сам футбол, и моё отношение к нему. Но то, что перед Вами живёт во мне до сих пор и вызывает те же чувства, что и тогда. Спасибо, Зифа!

Да это не критика... Это я для себя пытаюсь рассуждать , как тот журвль у которого вкусная каша по тарелке размазана... Сам сталкиваюсь постоянно с проблемой привязки к некой точке или узлам отталкивания или ярко читаемого акцента в завязке всей композиции. В одиночной скульптуре с этим попроще а вот в многофигурных погрязаю в сомнениях и вариация.
В этой работе всй равнозначно...хорошо. Но может тут и не в стилизации дело а допустим гримассу гипер голкиперу и изогнуть его и защитника на пределе реального ?... В пластилине бы их погнуть ...
Я ведь не для критики , а для себя в качестве своеобразного практикума для мозгов... Когда втречаеш работу зацепившую , то еа автомате виртуально , пытаешся представить что бы сам сделал не так или по другому. Одновременно выделяя места которые не менял бы ни в коем разе... А работы где не убавить , не прибавить . по своему предвзятому мнению , встречаеш не часто.

Эх, если б я был Иосифом Эпштейном.., да еще любил футбол! Пока лишь остается вставлять свои пять центов под видом знатока ))

Иосиф, "если бы, да кабы", я бы добавил эмоций. Композиция предельно напряженная, а лица.. хладнокровные. Я нагуглил картинок по фразе "футболисты борьба за мяч" - в пиковых сценах лица у футболистов как у космонавтов во время отрыва от Земли..

Понимаю. Здесь очень хотелось, чтобы те, кто помнит тот матч, узнали бы этот момент, вспомнили, даже не читая подписи, узнали, как лицо актёра в старом фильме. Этой цели я подчинил всё, практически, никаких обобщений, лишь немного изменены позиции из-за технических возможностей, скорее невозможностей изображения воздушного полёта Пеле. Для того чтобы, тот кто вспомнит, покрылся испариной:"Какой был эпизод, само совершенство!" Это я не о работе, а о моменте. И мне кажется, он нашёлся, тот человек. Через небольшой промежуток времени после того, как работу купили (её купили за неделю до окончания изготовления) и выставили в галерее, пришёл человек и заплатил за неё девятикратную (по сравнению с моей) цену. Я не хвалюсь, а может и хвалюсь, но мне было ужасно приятно - значит он любил футбол так же как и я и он вспомнил!

Это из разряда " торкнуло " .... И всё остальное - десятый план. А это стоит вне рационального. И главнее точно. А нам остаётся урвать кусочек с корыстными целями , в меру понимания ...

Как здорово что одна из вершин футбола отобразилась
в ещё одной вершине мастера. Удачное сочетание фантазии и проработки деталей. Это достойный памятник ушедшим королям. Ваши работы очень самодостаточны.

Олег, я Игорю отвечал, твой коммент не видел. Ты прав абсолютно, но когда у неучёного мастера, как я, стоит задача изобразить знакомого человека, то сделать одновременно похожим(фотографии 1970-х) и эмоциональным (знание и опыт художника-профессионала) мне просто было не под силу, о чём я и сказал в аннотации.

Спасибо, Сергей! Вот всё же вспомнил, на лице Бэнкса, я пытался изобразить прихлынувшую кровь к щекам. На видео должно быть заметно.

Иосиф , про " неучёность " уже кокетство или избыточное самокопание ;)... Не стоит , точно говорю ;))). Рациональность в сомнениях захлёстывать их избыточностью , так же чревато , как и заносится в непогрешимости ;)...

Игорь, похоже на кокетство,но на самом деле, мне не удалось найти экстремальных фотографий Райта и Пеле (я имею ввиду лица), а построить, сохраняя схожесть не рискнул, потому что даже, когда есть натурщик с гримасой это очень и очень сложно, я пробовал в других работах. Только недавно Коптёловы просветили, дали ссылку на Франца Ксавера Мессершмидта. И то не рискнул бы, этим делом (портретом) нужно заниматься ежедневно, это же не только искусство,но и наука.
Чуть улыбку расширил, уже не похоже. И не только на натуру, на нормального человека не похоже. И так вообще-то с каждым элементом тела человека. Но особую выразительность дают всё же лица и кисти рук. Так меня учили и я с этим согласен, во всяком случае в подобных композициях. Ну и объёмы, создающие общее впечатление, о которых писал Айбек. Так что, без всякого кокетства не смог бы.

Многие многОе не могут... Всего и не получится , как не крути. Тут , наверное , как кто то говорил , смысл не в цели а в движении к ней ,пусть и запутанно...

Кто знает, в чём смысл? Вот у нас на дипломе студент Петя Риммер спроектировал каток для маленькой овощной базы, которым давили гнилые помидоры. Экономический эффект у него составил 2 млн руб. Это при том, что в лучших проэктах на серьёзных машинах хорошим годовым эффектом считалась сумма в 35 тыс руб. Это было комедийное представление, которое сам Петя воспринимал серьёзно. Преподаватель по гидравлике спросил Петю:
Скажите, Риммер, вот у Вас на этой штуке ещё четыре гидроштуки, в этом есть смысл? Петя несколько раз молча прошёлся мимо доски и, наконец, совершенно серьёзно произнёс: - Смысла нет.

Игорь, помнишь после прессухи с Брюно, обсуждали физиономику? Я еще удивился, насколько Пельтье похож и внешне и мимично на моего знакомого из Владивостока. Те-же жесты, те-же манеры поведения, те-же покусывания губ - все одинаковое! За внешней схожестью неумолимо следует схожесть характеров, какой-то внутренней моторики.. Но не здесь ли отгадка, как сваять незнакомого человека? Попытаться найти среди своих знакомых человека, внешне похожего на изображаемого. И, зная манеры поведения, мимику знакомогого - перелоложить их на портрет! Это мое маленькое открытие я впервые попробовал применить в шарже "Трио", а ведь я ни разу не видел до резьбы шаржа вживую ни Дубовика, ни Карпикова, только Ивченко на видео. Вспоминал близкие типажи знакомых, сопоставлял.. Но не настаиваю, скорее всего это все наивно..

Почему наивно, погоди сейчас выставлю, как работал с Зиданом.

Работа над фигурой Зидана шла очень тяжело. В конце апреля, на традиционном весеннем пикнике моя супруга Алёна заметила: - Смотри , твой сын, Митька на Зидана похож. Это был переломный момент. Хотя сходство было не слишком сильным, этого было достаточно, чтобы я приобрёл уверенность.

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой работе