Визитки мастера

КОСТЬ, КАМЕНЬ, 6 см, 2014 г.
липа, диаметр бюста 40 см, 2018 г.

Домашнее рабочее место для резьбы по камню

Раздел:

дата публикации 21.03.2014 г. в 22:54
  • 9
  • 9266 просмотров
  • 30 комментариев

В свое время Сергей Крыжановский сводил меня в Московский Музей самоцветов, показал миниатюры из камня - и я забеременел надолго идеей резьбы по самоцветам. Было это 5 лет назад...

Почему-то мне казалось, что резьба по камню это чрезвычайно тяжелое дело, требующее сложного и дорогого оборудования, и тем более не домашнее это дело. Спасибо Борису Иванову - вдохновил, подсказал. Глаза страшатся, руки режут - говорит Игорь Базыкин, и я с ним согласен. Ночь не спал, придумывал рабочее место, а сегодня проехал по магазинам и купил все необходимое:

Итак, нужно:

1. Деревянная панель
2. Противень для выпекания
3. Пластиковая бутылка
4. Медицинская капельница

Теперь смотрите кино. Все довольно просто.

Результаты

1. Резать каменные миниатюры в домашних условиях - МОЖНО

2. В минимальном варианте все оборудование - это верстак с водоподачей, бормашина, спеченные алмазы.

3. В оптимальном варианте нужны:

- отрезной станок с водоподачей
- обдирочный станок с водоподачей
- бормашина и верстак с водоподачей

4. Надо делать защитный экран, иначе вот:

Извините, немножко рекламы. Спеченные алмазы и прочие брюлики можно купить у меня в Стамескино - http://stameskino.ru/shop/CID_130.html

Комментарии

Очень доходчего, спасибо Олег.
Лет шесть назад пробовал из кусочка нефрита, подобранного лет тридцать назад на Урале, алмазными борами сделать медальен в виде тюленя. Обрабатывал периодически опуская в воду. Целый день провозился, а кусочек треснул пополам, а потом и ещё... Это я к чему. Не плохо бы, перед тем, как начать обрабатывать камни, знать ликбезную информацию, какой камень на что способен. Его прочностные свойства, технологию обработки и т.д. Ну, как и у разных пород дерева. Как правильно выбрать камень для той или иной работы. Это целый пласт нужной информации.. А то, вот как шесть лет назад руки опустились, так больше и не брался никогда за камень, помятуя опыт, хотя желание было.

С уважением СВК.

26 марта, 2014 - 12:07
Аватар пользователя _ Скептик

Нефрит лопнул? 1 Для этого надо было ОЧЕНЬ постараться. Тут либо вскрылись ранее не замеченные трещины, либо то не нефрит был. Вот малахит в этом плане ОЧЕНЬ капризен, удара и перегрева не терпит, моментально дает трещины. Оникс (изделиями из которого рынок сейчас просто завален) хорошо обрабатывается, красив, достаточно прочен, хорошо полируется. Но часто имеет кучу внутренних трещин (особенно коричневый, послойные) и боится перегрева при полировке.
Вообще, обратил внимание, что для обработки камня очень важна центровка инструмента, большинство камней весьма чувствительны к микроударам (когда не сбалансированный инструмент стучит о поверхность материала при вращении) и к локальному перегреву в месте обработки. Теплопроводность камня не велика, а тепловое расширение большое, вот его и рвет при нагреве. И еще одно, гораздо удобнее работать с реверсивными бормашинами, тогда шлам летит не в лицо, а на защитный экран

За это сообщение сказали спасибо Александр Точилкин, Игорь ЗАРУБИН +2

Как отличить природные камни от поддельных.


Синтетические камни.

Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, скорее, дополнять друг друга, чем соперничать.
На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов. Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко "на глазок" отличаются от драгоценных камней по низкой твердости; а также дуплеты - составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.

Аквамарин.

Все имитации из стекла на ощупь кажутся более теплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка - камень должен быть холодным.

Гранаты

Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня. Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который "удерживается" магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.

Изумруд.

Характерные признаки синтетических камней - перекрученные вуали.
Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.

Рубин.

Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.

Сапфир.

Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.

Топаз.

Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной "скользости". Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.

Хрусталь.

Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.

Циркон.

Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.

Янтарь.

Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку. В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистрола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.

Бирюза.

Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.

Жемчуг.

Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг еще называют культивированным. С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии.
Слово "жемчуг" без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.

Изумруд.

Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.

Рубин.

Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причем разница в ценах природного и синтетического очень большая.

Шпинель.

Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты ее отличают очень просто - по отсутствию у нее двупереломления.

Валер, а чему ты удивляешся?. Камень был в форме зуба, треугольника, 4х4см где-то, внутренние трещины, короче обломок. Вот и пытался из него чего-нибудь сотворить. Моло того до этого гранаты пытался огранить, выковыривал их сам из камня со слюдой... Вообще я тогда много красивых камушков насобирал в надежде в дальнейшем что-то из них сотворить. Но после той неудачной попытки всё куда-то делось. И главное, желания что-то из камня производить не осталось. Виктор вот выложил часть, но думаю это не сильно поможет в выборе.

С уважением СВК.

26 марта, 2014 - 17:22
Аватар пользователя _ Скептик

Первым делом камешек нужно намочить и просмотреть с оптикой при хорошем боковом свете. С прозрачными и полупрозрачными это хорошо помогает. Вот с непрозрачными в этом плане намного сложнее. Только сегодня распилил кусок, а там в середине участок совсем другого цвета обнаружился...

Поработал подольше, появились сложности. Обязательно нужно делать круговой экран на лоток, с расчетом чтобы отлетающая жидкость с каменным шламом стекала обратно в кювету. Передний щиток экрана нужно делать откидывающимся - на мелких операциях он не нужен, а вот при сильном фрезеровании или отпиливании кусочков камня - закрывать. В рабочую зону можно смотреть немного сбоку. Как вариант, подсмотрел в Ютубе - опытные мастера ставят на наконечник бормашины трубочку, в которую компрессор гонит сжатый воздух - и струя воздуха сдувает воду в сторону, а не в лицо.

За это сообщение сказали спасибо Алексей Шишин +1
27 марта, 2014 - 12:32
Аватар пользователя _ Скептик

Олег, жесткий экран не удобен, он слишком громоздкий. Гораздо лучше - сдвижные шторки из целлофана, их можно отрегулировать именно так, как нужно под конкретную работу. Нижний край свисает в кювету. Вместо сдува (уже писал) гораздо удобнее использовать реверсирование, тогда нет излишнего раздувания и в лицо вообще ничего не летит. Тем более, что для алмазного инструмента направление вращения вообще не играет роли, а в случае использования расходки с гальваническим напылением использование вращения в обе стороны практически удваивает ресурс. Так как при реверсе начинают работать те грани, что при нормальном вращении являются тыловыми. При использовании же дисков большого диаметра на стационарно закрепленном моторе и вращении "на себя" очень удобно использовать подвешенный сверху-сзади кусок тряпки, нижним краем лежащий на вращающемся диске. Воду капельно подавать именно на нее. Тогда с диска постоянно смывается шлам, а отрывающиеся капли летят не по всем направлениям, а только вниз-назад, где стоит защитная шторка. Мотор, кстати, нужен низкооборотный, излишек оборотов тут явно лишний. Причина проста - абсолютное большинство камней имеет весьма невысокую предельную скорость механического истирания, поэтому излишек скорости ведет только к нагреву почти без увеличения скорости обработки

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Сейчас в сувенирной продукции из камня, используется лазерная резка. Стоимость слоников зайчиков поросяток.. копеечная. Лично приобрел индийского килограммового слона из камня за двести пятьдесят рублей. Лекарство от силикоза легких, стоит значительно дороже...


http://wwww.chinasink.com/stone-carving-9.htm

27 марта, 2014 - 14:09
Аватар пользователя _ Скептик

Виктор, надо объяснять разницу между потоковым ширпотребом и ручной работой в единичном экземпляре? А между самостоятельно приготовленной домашней колбасой и ширпотребом из ближайшего продуктового лабаза? 1
Фотографии, кстати, сейчас тоже стоят ерунду и доступны практически любому. В любом размере и качестве. Вот только цены на картины все никак не хотят падать...

Валера, со шторками хорошая идея. Но вот реверс мне внушает сомнения.. Все-таки ключевое движение наконечником "чистить картошку", работать фрезой на себя - и здесь не совпадают векторы движения руки и фрезы, поэтому возможен бесконтрольный уход фрезы.

Витя, работать в хорошем респираторе и ничего не страшно. 3М - респираторы сейчас делают так, что в них дышать легче, чем в марлевых повязках. А силикоз быстрее на столярном производстве подхватить

Древесная пыль - в отличии от угольной металлической каменной.. из легких со временем отхаркивается отсмаркивается и выпердывается.. остальное выходит слезами.

За это сообщение сказали спасибо Сыктым Пржевальский +1

ТБ никто не отменял: вода, респиратор, вытяжка. Кстати, а кость отхаркивается? А дерево-экзоты ядовитые прежде чем отхаркнуться?

27 марта, 2014 - 19:56
Аватар пользователя _ Скептик

Олег, не беспокойся насчет реверса. Проверено неоднократно на собственном опыте, ГОРАЗДО удобнее. Ну а скорость съема материала по сравнению с деревом или костью явно делает эту проблему искусственной. Да и нет на инструменте ТАКОЙ нагрузки, чтобы ощутимо наконечник утягивать. Насчет силикоза еще забавнее получается, он происходит от ПЫЛИ, а откуда она в воде? Вот кожа рук пересыхает от постоянного контакта с водой, приходится кремом пользоваться. Тут не поспоришь

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ, Степан Литвиненко +2

Валер, пыль все-же появляется - когда поток воды небольшой. Я решил для себя, что вытяжка все-же нужна хоботом сбоку в рабочую зону. Итак, основные положения ТБ при работе с камнем:

1. Водяное охлаждение, достаточное для смыва каменной пыли
2. Вытяжка в рабочую зону для удаления остатков сухой пыли
3. Защитные экраны на рабочую зону инструментов чтобы водяная смесь с каменным шламом на кожу лица не попадала и не пачкала окружающее пространство (вода высыхает и появляется в помещении каменная сухая пыль)
4. Респиратор на лицо, очки на глаза. Можно снимать при самой последней детализации при хорошем водяном охлаждении
5. Оптимально - к наконечнику бормашинки подводить 2 трубочки - с водой и воздухом (от маленького компрессора) - тогда получится воздушно-водный дисперсный поток, одновременно смачивающий и выдувающий опилки в сторону от лица.

Сейчас на повестке дня - камнерезный и обдирочный станки.

С обдирочным буду делать такое решение: на горизонтальный заточной станок ставлю через согласующую втулку (надо изготавливать) грубую алмазную планшайбу. Сверху планшайбу закручиваю винтом с резиновой прокладкой. Капельницей подаю воду, можно сделать замкнутый контур с аква-насосиком. Вокруг камня нужно из резины или линолеума сделать высокую юбку от брызг. Как сделаю покажу, расскажу

1

1

27 марта, 2014 - 21:48
Аватар пользователя _ Скептик

Хорошее дело. У меня на этом принципе самоделка уже почти готова. Уже опробовал, весьма доволен. По плоскостям - самый лучший вариант

Американцы шикарный обдирочный-полировочный станок делают, стОит у них 1400 долларов.
6 кругов разной зернистости, замкнутый контур воды

1

С обдирочным худо-бедно можно придумать самому. А вот камнерезный - это проблема.. Все перешарил в Сети, почти пусто. Хорошие настольные плиткорезы берут только до 45 мм, а нужно минимум 60 мм.

Нашел единственный специальный вариант - настольный, с зажимом и подачей камня в зону резания. Но дорогой, зараза - 48000 рублей, и напруга 380 вольт.

1

27 марта, 2014 - 23:35
Аватар пользователя _ Скептик

Хорошо, когда есть СТОЛЬКО лишних денег 1 А в реале, Олег, тебе надо всего лишь найти режущий алмазный диск нужного тебе диаметра. Желательно - из старых советских запасов. Они не только великолепны по качеству, но и ощутимо тоньше современных. Рез идет быстрее, да и меньше камня улетает в мусор. А все остальное стоит ерунду (особенно - по сравнению с ТАКИМИ ценниками). Я, к примеру, сейчас спокойно режу до 80 мм без переворота камня. Не слишком быстро, но спешить мне особо и некуда. Двигатель с хорошим крутящим моментом при невысоких оборотах, свешивающаяся на диск влажная тряпка и целлофановый фартук в качестве занавески с задней стороны. Ну и корытце снизу. Стола пока не делал, режу на весу. Невысокие обороты вполне позволяют удерживать камень в руках без опасности травмирования и порчи материала

Валера, сфотай станочек? Шпиндель или напрямую на вал посадил диск?

28 марта, 2014 - 00:49
Аватар пользователя _ Скептик

Так я его уже сколько раз выкладывал, все то же низкооборотное точило с массивным валом. На удивление удачный и многоплановый агрегат получился. Сажаю на вал диск диаметром 180 мм, посадочный 32 мм, 5 мм на сторону на прижимную шайбу и ... можно резать хоть до вала. Есть и 200 мм диск, но он чуть потолще, так что его не часто использую

28 марта, 2014 - 13:17
Аватар пользователя _ Скептик

Сейчас установлен алмазный диск диаметром 150 мм при толщине 0,8 мм. Диаметр шайбы 42 мм. Прикинь сам возможную глубину реза 1 И это - далеко не самый большой, что у меня имеется. Снизу в кадр попал недоделанный плоскошлифовальный. Плоского алмазного блина у меня нет, приспособил чашку с шириной алмазного слоя 20 мм

а что за марка движка? где взять? И ванночку надо приспосабливать..

28 марта, 2014 - 13:47
Аватар пользователя _ Скептик

Движок постоянного тока с привода фрезерного ЧПУ времен СССР. Без редуктора стол таскал. Номинал питания где-то за 150 вольт, точно не знаю. А на 12 и 24 вольтах тянет мощно и не слишком шустро. Достать такой сложно, поэтому вполне можно приспособить вал на паре мощных подшипников и ременную передачу с движком от стиральной машины. Его мощности через шкив хватит выше головы, там больших усилий при резании нет

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Вот интересный комбайнчик самодельный

1

28 марта, 2014 - 17:49
Аватар пользователя _ Скептик

Заметно, что оно еще не работало ни разу 1
А вот работавшее, разницу ощущаешь?

По обе стороны от диска должен быть свободный доступ, а не глухая стенка. Иначе распиливаемый камень в нее упрется. Защита от шлама кольцевая тоже нужна, иначе потом балкон замучаешься отмывать

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Валера, а есть смысл сделать по бокам экрана еще нарукавники, в которые как в фотомешок руки втыкаешь?

28 марта, 2014 - 18:35
Аватар пользователя _ Скептик

Абсолютно никакого смысла в тех нарукавниках. Они моментально намокнут, перемажутся. Да и не видно из-за них будет нифига. Кольцевая защита с прорезями в нижней части для стока попавшей туда воды, чтобы стекала обратно в бункер

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Кто-нибудь слышал-видел-пробовал ленточные пилы для камня с алмазной лентой?

1

2 апреля, 2014 - 18:45
Аватар пользователя _ Скептик

Вот не нравится мне капельная подача воды, раздражает. А постоянно макать изделие в воду тоже не всегда удобно. Последнее время приспособился использовать вместо этого небольшой кусок поролона. Изделие лежит в ванночке, в правой руке - бормашина, в левой - слегка отжатый поролон (только чтобы с него не текло). Одновременно левой же рукой придерживается изделие, поролон слегка придерживается одним пальцем так чтобы он касался боковой поверхности диска. Если обороты не запредельные (а они и не нужны), то мало того что диск постоянно чистый и влажный, без излишков воды, так и весь шлам сразу уходит в поролон. Рядом - емкость с водой для прополаскивания поролона. Самое во всем этом забавное - что шлам не разбрасывается вообще. Т.е. нет необходимости не только в респираторе, но и в защитном экране

За это сообщение сказали спасибо Игорь ЗАРУБИН +1
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье