К вопросу о профессионализме и традиционализме в произведениях искусства

дата публикации 24.06.2020 г. в 09:47
  • 10
  • 715 просмотров
  • 3 комментария

Очередной испанский шедевр испорчен реставратором-любителем

Правообладатель иллюстрацииEUROPA PRESS

Полотно Мурильо из частной коллекции пытались "реставрировать" дважды
Испанский коллекционер живописи пришел в ужас, увидев, во что превратилось после реставрации принадлежащее ему полотно "Непорочное зачатие" кисти знаменитого живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо.
Живущий в Валенсии владелец картины отдал ее почистить, заплатив за работу 1200 евро. Однако "специалист", по данным испанского информагентства Europa Press, на самом деле был реставратором мебели. Две попытки восстановить первоначальный вид произведения не помогли.

В Испании это не первый подобный случай. В 2012 году пожилая прихожанка церкви неподалеку от Сарагосы взялась реставрировать ценную фреску, которую после этого прозвали "Обезьяним Христом".
Пожилая прихожанка, Сесилия Хименес, обратилась к настоятелю с предложением — отреставрировать одну из фресок, написанную на евангелический сюжет Ecce Homo ("Се Человек"). Портрет Иисуса Христа в терновом венце и с молитвенным взором.

Пожилая прихожанка трудилась над фреской два года
Сесилия получила разрешение и приступила к работе. Трудилась долго, кропотливо. Прошло почти два года. Когда, наконец, были сняты покрывала, то собравшиеся стояли, как вкопанные, не зная, что и сказать. Изображение на фреске, скорее всего, напоминало какого-то мохнатого примата. Работу Ecce Homo тут же окрестили Ecce Mono ("Се Обезьянка"), но из уважения к первоначальному сюжету все чаще называли "Пушистый Иисус".
Деликатность ситуации осложнялась еще тем, что Сесилии - 80 лет, она искренне верующая католичка и смеяться над ней негоже. Однако специалисты, увидев ее работу, единодушно признали ее "худшей реставрацией в истории живописи".
Сюжет попал в газеты, со скоростью молнии пронесся по свету. К тому времени, когда стало известно о намерении счистить работу Хименес, люди запротестовали. Все-таки превосходная степень качества. Пусть самая плохая, но главное что - самая!
Организовали петицию в защиту реставрации, в ней говорилось, что работа пожилой прихожанки ценнее и интереснее устаревшего оригинала. Нашлись эксперты, которые назвали "Пушистого Иисуса" ярким образчиком примитивизма, сравнивали его с работами Гойи, Модильяни.
В Борху потянулись туристы, они непременно хотели увидеть своими глазами знаменитую фреску. Летом 2012 года уже поставили ограду, стали взимать плату. Люди ехали из Латинской Америки, Австралии, Китая, Японии. За год в пятитысячной Борхе побывало 57 тысяч человек. Опускали пожертвования в сундучок. За год набралось около 50 тысяч евро.
Сесилия заявила, что ей самой денег не нужно, но она хотела бы отчислений от этих доходов в пользу больных детей.
В конце месяца организация по охране интеллектуальных прав зарегистрирует авторское право Сесилии на "Пушистого Иисуса".
Местная винодельня устроила художественную выставку ее картин.
"Не понимаю, - говорит Сесилия, - почему все говорят обо мне, ведь я всего-навсего хотела спасти церковную фреску от сырости!"
В прошлом году находящуюся в одной из церквей Наварры статую святого Георгия XVI века после попытки реставрации сравнили с фигуркой из немецкого игрового набора Playmobile.

Скульптура святого Георгия до и после реставрации
В Испании нет закона, запрещающего заниматься реставрацией произведений искусства без должных навыков и квалификации.
Испанская ассоциация реставраторов назвала последний случай в Валенсии "актом вандализма".
"Отсутствие правового регулирования оставляет наше наследие без защиты, - говорится в заявлении ассоциации. - Одновременно квалифицированные реставраторы в последние годы вынуждены эмигрировать или оставлять свое дело из за недостатка возможностей".
От себя лишь могу добавить, что это проблема не одной лишь Испании, с точки зрения профессионального и научного подхода к реставрационным работам.
Но и хотелось бы, обратить внимание сообщества, на то, как в статье затронута тема восприятия объектов искусства. То, что еще недавно воспринималось как неудачные попытки неумелого и непрофессионально подготовленного человека "подновить и защитить от сырости" сейчас воспринимаются как "новое самостоятельное произведение искусства" . 1

Комментарии




За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Владимир Завершинский, Олег Широков +3

Не мало времени я провел в газетно журнальном зале
Интересно было полопатить журналы и по прикладному и по живописному исскуству
Был прошлый век не было интернета
Да и сама ьиьлиотека чего стоит
Архитектурный шедевр Алвара Алто

Много было там всевозможной печатной продукции
Смотрю журнал ДЕНЬГИ
Заглянул
Была там какая то рубрика толи Галерея толи еще как то называлась
Вроде как то нн как не имеет журнал отношения к творчеству но это заинтнрисовала

В каком то европейском городе назрела реставрация фресок в каком то приходе
Не нашлось местных мастеров ну и свещенники ни чего лучше не продумали как обратиться как бы вы думали к кому

В общем взялись за дело фальшивомонетчики
Возможно на тот момент даже кто то из них отбывал наказание
Думаю ни кто не будет спорить что эти ребята _ рисовать умеют

Они согласившысь выдвинули одно условие
Пока идет реставрация ни одна живая душа не должна смотреть за ходом работ

Так и порешили

Когда открыли двери после реставраци то результат превзошел все ожидания
Свещенники и прихожане были в восторге от выполненной работы

Действительно эти ребята сотворили реставрационное чудо

И возможно эта история так бы и забылась
Но по пршествии времени видно кто то из реставраторов фальшивомонетчиков проболтался

На самом деле реставрации ни какой не было
Они просто напросто все фрески стирали напрочь и рисовали по чистому
Почему и поставили условие ни кому не смотреть

Такую вот историю я вычитал в этом прагматичном журнале

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, АРКАДИЙ МИХАЙЛОВ, Василий Колышкин +3
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье