Все не могут, но каждый может

дата публикации 30.09.2019 г. в 11:51
  • 6
  • 1214 просмотра
  • 26 комментариев

Эту статью из Сети я выложил в группу ФБ "Арт-технологии" (кстати, присоединяйтесь) : https://www.facebook.com/groups/howitmade/

"Чeловек стaл на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке, это было холодным янвaрским утром. Он сыграл шесть пьес Баха около 45 минут. За это врeмя, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 чeловек прошли через стaнцию, большинство из них по пути на работу.

Три минуты прошло, и мужчина средних лет замeтил музыкaнта. Он замeдлил свой шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил по своим делам

Минуту спустя скрипaч получил свой первый доллар: женщина бросила деньги в кейс и не останавливаясь ушла.

Через несколько минут, кто-то прислонился к стене, чтобы послушать его, но посмотрев на часы убежал. Скорее всего, что он опаздывал на работу.

Тот, кто обратил больше всего внимания - был 3-летний мальчик. Но его мать утащила его за собой, Так же себя повели и несколько других детей. Но все родители, без исключения, заставляли их двигаться дальше.

За 45 минут пока музыкант играл, только 6 человек остановились и остались на некоторое время. Около 20 дали ему денег, Он собрал 32 доллара, но все продолжали идти своим обычным шагом.
Когда музыкант закончил играть, никто не заметил. Никто не аплодировал, не было никакого признания.

Никто не знал этого, но скрипачом был Джошуа Белл, один из самых талантливых музыкантов в мире. Он только что сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных, на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов.

За два дня до игры Джошуа Белл в метро все билеты на его концерты были распроданы в театре Бостона, где стоимость одного места состовляла в среднем $ 100.

Проект «Джошуа Белл играет инкогнито в метро» был организован газетой Washington Post, как часть социального эксперимента, о восприятии, вкусе и приоритетах людей.

Задача эксперимента была в следующем:

В обычной среде, в неподходящий час можем ли мы воспринимать красоту.
Как мы реагируем, и что делаем чтобы понять это? Признаем ли мы талант в неожиданной обстановке?

Один из возможных выводов из этого опыта может быть:

Если мы не находим одну минуту, чтобы остановиться и послушать одного из лучших музыкантов в мире, который играет лучшую музыку из когда-либо написанных, как много важного в этой жизни мы способны не заметить?"

Очень яркий ответ нашего читателя Антона Хаггарда, цитата:

Вот ЭТО и есть - "народная оценка творчества" . Значит "не то играл" . ........ Понимаете, музыку играют не потому, что это "сложнейший концерт Баха", а для того, чтобы людям нравилось. ........... В Ю-тюбе есть видео, где никому не известный китаец что-то играет на скрипке ( импровизацию ) - и толпа собралась за минуту, и деньги ему бросали, и аплодировали , потому что он играл такую ирландско-роковую импровизацию, что заслушаешься.....и в своём неповторимом в колоратуре стиле. Он - был простым студентом, а его скрипка была дешёвой элкетро-скрипкой. ............ Потому что это была музыка ДЛЯ ЛЮДЕЙ, а не "ради того, что это сложный концерт для исполнения" . .............. ( А"сложнейшие пьесы Баха" играют для узкой аудитории, предварительно объявляя, что это "сложнейшие пьесы Баха, которые не каждый может исполнить". Люди идут посмотреть на "диковинку". И, в основном, - СПЕЦИАЛИСТЫ, которые "торчат на сложности" . Это - бич всех профи-скрипачей - отсутствие понимания того, ЧТО ЛЮБИТ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК ( не разбирающийся в "уплотнённой аппликатуре и специфике портаменто" ;). Люди МУЗЫКУ хотят послушать и КРАСИВУЮ , а не оценить "виртуозность лауреата международных конкурсов в игре того, что им просто не интересно слушать". .... Музыку любят не за сложность, а за КРАСОТУ .

Я задал вопрос Антону, и этот вопрос я задам любому, кто "за народ". Тема перекликается с моей статьей http://rezbaderevo.ru/dpi-i-sereznaya-skulptura-v-chem-glavnoe-otlichie

Можно всю жизнь прожить и не понять "сложную" музыку. За народ просто говорить в общем, а попробуйте эту мысль лично к себе приложить - каково это, что то главное упустить в своей жизни, а? И ведь реально пробел, который реально восполнить, если приложить усилие, от простого к сложному. А постижение великого в искусстве это постижение себя. Все не могут, но каждый может (понять, достичь и тд)

Разумеется, аналогично со "сложной музыкой" есть и "сложная скульптура" и тут вопрос касается нас всех, кто режет.

Комментарии

Честно говоря смысл этого действа не понятен. Потому как результат то предсказуем. Не любит и не знает "народ" классику, причем без особых сожалений. Массовые представления имеют свои закономерности успеха и без учёта этих закономерностей выводы будут сомнительными. Во времена Ч.Чаплина было много подражательных шоу и в одном из них комик поучаствовал. Результат ? Не попал даже в десятку.

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ, Андрей Федосеев, Олег СМИРНОВ +3

вот хто сердцу народному близок и понятен... если за это к стенке ставить, то пол страны расстрелять нада... но среди них, думаю, очень много добрых и порядочных людей --- как быть?1

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Василий Колышкин, Олег СМИРНОВ, Яков Гаман +4

Никого не надо к стенке) Нужна и легкая музыка и сложная. Другое дело, что в первом случае не надо усилий, чтобы понять. А без усилия ничего не осилить серьезного ни в каком искусстве, в этом смысл. Эксперимент в метро не очень "чистый" - люди спешат. Эти же люди, сидя в зале, могли бы напрячься и вдуматься (вслушаться). Понимающие остановились бы и в метро, но их мало

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев +1

там и акустика поганая... я пару раз был в метро, знаю...

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Василий Колышкин +2

О вкусах не спорят, потому как бесполезно. Есть подозрение что музыка - чистая физиология. Кому то одни - тембр, тон, ритм, нравятся, кому то другие. Как перенастроить мозги.......может академик Павлов знает ?

в музыке от простого к сложному. Эмоционально понятные вещи - Перголези, Вивальди. Потом Бах, Моцарт местами. И т.д. Реально втыкает постепенно, будто пробка в ушах рассасывается. Аналогично и в ИЗО. Лучше бы наставник, который объясняет. В ИЗО у нас есть уникальный шанс самому попробовать, через пальцы. В музыке увы, скрипку не запилишь

От простого к сложному- единственный путь. Вопрос в другом - зачем. Если "ноблес оближ", тогда приходится вникать. А по жизни то - зачем, если не нравится. Классические музыканты слушают и исполняют классику по проф. необходимости. На бытовухе слушают кому что нравится.........и эстраду, и джаз, и бардов. и йодль и ..............Попсу не слушают, це факт.

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Олег СМИРНОВ +2

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Тест для Олега Яшкина. Пишу с телефона, все нормально.

Матерков! Теперь вот доставай меня из под стола)))))))

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков +1

Саша (Мытищи!), ты тоже доставай меня из под стола!))) Музыканты.... СИДЯТ ПиЛЯТ СВОИ ЯЩИКИ... И МУЧАЮТСЯ, ААААА)))

между прочим...
рок на немецком я не воспринимал категорически... друг уговорил послушать рамштайн... вштырило... с тех пор к немцам я подобрел..
но, вот уж с французами такой номер не пройдёт, никогда,.. точно

Олег, сам лезу под стол слушать рок на немецком. Вдруг зацепит, хотя всегда считал рок великоуличной вульгарщиной. Ну, надоело пацанам сидеть на корточках...пивком зарядились....и давай орать..........О вкусах не спорят.
Если вернуться к серьезному искусству, тут ещё сложнее выходит. Какую инфу мозг усваивает быстро и с удовольствием? Ту, которая интересна человеку на подсознательном уровне. Это видно ещё в начальной школе. Кто то преуспевает в точных науках, кто то в гуманитарных. Запоминает, интересуется...,....опять запоминает и опять интересуется - накапливает багаж предварительной информации. Это и есть реальный интеллектуальный рост. Если повезёт с выбором жизненного пути то именно этот багаж станет базой успеха. А насильно этот багаж не прививается. Так что сколько себя не принуждай к классике, например, или к серьезному иссюству- коли не интересно, значит не накопить этого багажа. Очень интересные образцы даёт, к примеру, поэзия. Высоцкий не воевал, не лазил по горам, не летал на самолётах, не знал ботаники и физики и .....психиатрии и.......много чего не знал . Но все что видел и слышал от момента рождения до осознания своего альтер эго копилось в его подсознании и выливалось потом на бумагу, струны и т.д. С личностным ростом все очень сложно. Сколько не кричи " халва, халва" во рту сладко не будет.

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Игорь Попов, Олег СМИРНОВ +3

Восприятие это вообще очень сложная материя, в Американии такой вид промоушена вероятно очень давняя традиция, мне вот помнится в "Вокруг света" была такая рубрика в самом конце журнала - "Листая старые страницы" в которой были выписки из очень старых , еще дореволюционных журналов ВС, и там был схожий рассказ о виртуозе игравшем перед выступлением в потертом плаще на уличном перекрестке, он то-же заработал в шляпу сущие центы, но больше всего ему запомнился некий дядька пару часов внимательно его слушавший, потом покровительственно похлопавший его по плечу и изрекший : " хорошо , парень играешь, вот только техники тебе не достает, уж я то в этом деле разбираюсь, пол-жизни гардеробщиком в музыкальном училище проработал..."

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Василий Колышкин, Олег СМИРНОВ +3

Во времена Ч.Чаплина было много подражательных шоу и в одном из них комик поучаствовал. Результат ? Не попал даже в десятку.

прикольнее всего то что подражали именно Чаплину :)

Пришлось как-то в море выходить на лодке, на которой ни один гальюн не работал. Хорошо, дизельная, погрузились, 10-12 часов задачу отработали, всплыли. После всплытия нарушались все правила выхода наверх по одному человеку от отсека, свободные от вахты летели, как ошпаренные, лодка напоминала смесь фонтанов писающий мальчик и дружба народов с массовкой. К чему это я? А, да, если бы в этот момент в центральном посту каждому предлагали бы вместо выхода на палубу дегустировать коньяк ХО и фуа гра, можно было бы, отсеяв трехэтажные маты, сделать четкий вывод, что советский моряк скотина грубая, приличную пищу употреблять не приученная, из напитков окромя шила (спирт на морском слэнге) ни хрена ни признающая. Весьма этот похоже на этот эксперимент. Вашингтону с постом можно провести эксперимент покруче. Предложить прохожим потрахаться с мисс мира на льду во время финала кубка Стэнли. После этого можно будет сделать вывод, что 100% мужиков импотенты и человечеству грозит вымирание.

Юрий Гавриков

Абсолютно точно, контекст для восприятия зачастую важнее самого события. Для примера, если взять Философа Диогена ... как мы его воспринимаем? Если не знаем всех подробностей его жизни :) (подробности то то-же не шибко большие :) ) Но все равно явно положительно , ведь это-же школьная программа , это древняя история, это же философия ... тут по определению ничего низменно противного и отталкивающего быть не может :)
А если вот спросить - как мы будем относится к бомжу - таджику (Диоген был иностранцем-негражданином для Афин) живущему в мусорном баке (Д. жил в кувшине -пифосе используемом часто не только как вместилище вина но и для всяких непотребных вещей в т.ч. и для захоронения трупов) на показ жрущему, пьющему, испражняющемуся и рукоблудствующему :) . А ? При этом чего-то болтающему про "высокие материи" с умным видом? И при том перебивающем разговор ученых господ своим глупым перформансом с ощипанным петухом... Уж явно не как к философу :)
И в предложенной для обсуждения ситуации было нечто похожее.. Хотя есть установленный научный факт рождения гениев в любых слоях общества. Но это совершенно противоречит нашему мировосприятию. Не может же бомж говорить что-то осмысленное, как и не может звучать на улице музыка в уникальном исполнении. Это противоречит совершенно нашему воспитанию и воспринятым с детства стереотипам восприятия действительности. ВЕЛИКОЕ должно находится в строго определенных для его расположения местах :) Умные мысли должны изрекать специально обученные для этого люди. А что-то необычное мы можем увидеть лишь купив билет и заняв соответствующее ему место в зале. где на сцене согласно программе нам его и покажут. Если, это самое необычное мы видим вдруг в "неположенном" месте то просто стараемся его не замечать. Ибо как мудро заметил классик (который тогда, когда это изрекал, еще им не был, и его мнение значило ну может быть чуть больше чем мнение приказчика в лавке, и уж явно меньше мнения городового) "Этого не может быть, потому, что не может быть никогда..."

Есть известная матрица Джохари, на ней удобно разбирать степени восприятия чего-то нового, непонятного и даже неприятного.

1

Объяснять подробно долго, гуглите. Много мусора тренингового, но понять можно https://www.socionic.ru/index.php/samorazvitie/15079-bescelnoe_chtenie?format=pdf

Неосознанное незнание - это первичная реакция человека, "блять, ну что за говно!", потом постепенно, двигаясь по квадранту, начинаешь просекать. Проанализируйте, так и есть. Вопросы Саши С. укладываются в этот квадрант, и зачастую можно застрять и зациклиться "зачем себя мучить". Тогда нужен наставник, любой мощный толчок. Или как Барон Мюнхаузен, как-то сам себя за шкирку.

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков, Андрей Федосеев, Игорь Попов +3

хотя я глухой ибо не люблю скрипку тем не менее слушал почти целый час в московском метро
играла на ней девушка а парень на клавишах
мне до поезда оставалось больше часа и это было наилучшей альтернативой ,нежели сидеть в зале ожидания переполненном китайцами мигрирующеми между столицами
не думаю что эти ребята бездарные самоучки чувствуется консерватория
в общем я прослушал весь круг то есть с той композиции когда подошел и по новой когда она заиграла бросил деньги в футляр и пошел на свой поезд с мыслью что сходил на приличный концерт
хотя проходящие поезда конечно шумели но интервал между ними того стоил

не думаю что эти ребята бездарные самоучки чувствуется консерватория

Это точно, для разрешения на выступление в метро они прошли худсовет, так что это уже ОПРЕДЕЛЕННОЕ место где можно услышать музыку в профессиональном исполнении, другии туда не попадают...
Это очень хорошо (по крайней мере класс выступающих чувствуется везде, и это не непонятно что орущие под три аккорда типы, а приятно выглядящие молодые люди, да и ребятам можно попрактиковаться в выступлении перед публикой и заработать свою трудовую копейку) но и есть в этой бочке меда ложка дегтя, ситуация, описанная в обсуждаемой статье, в принципе невозможна. Если конечно это не эксперимент Washington Post :) Придет дяденька полицейский и спросит : "а есть ли у тебя, уважаемый, паспорт, разрешение на выступление, регистрация, вид на жительство ...." и т.д и т.п. и что интересно будет прав :( :)

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Олег СМИРНОВ +2

Тест

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Тест. То работает, то не работает... 1

8 октября, 2019 - 20:47
Аватар пользователя Сергей Герасименко

Работая в Доме пионеров ,лет тридцать тому,провел эксперимент-дал прослушать 24 каприс Пагании в исполнении разных скрипачей,самым обычным детям,которые живой скрипки не слышали.Результат поразительный,они безошибочно определили лучшее исполнение.Это я к тому,что нравится не нравится работает если просто попросить человека внимательно подойти к оценке,а в метро этот фактор полностью отсутствует.

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов, Олег СМИРНОВ +2

Не хватает только контрольной группы, потому-как в ДП все-же ходят дети уже прошедшии отбор. Очень интересное наблюдение. Уж точно такое восприятие связано с чем-то другим, чем просто способностью различать звуки. Немцы проводили исследования по функциональной глухоте (вот не помню его параметров, помню что в начале 00 ) с большой выборкой в несколько тысяч, установили, что при общепринятом диапазоне слышимого спектра звуков с 20 до 20 000 герц (называются разные диапазоны взял один из...) у 40% респондентов, выпадают определенные участки слышимых частот. При том, что с медицинской точки зрения они слабослышащими считаться не могут, ими просто не воспринимаются определенные звуки. Вероятно это просто особенности строения организма .
А восприятие музыки это целый комплекс параметров... Дети слушали все вместе? Может тут сработала внушаемость? У меня хорошая знакомая, учитель музыки в средней школе, у нее другии наблюдения. Правда уже появилась склонность ворчать в стиле ""и дети не те, и время не то" :)

9 октября, 2019 - 20:34
Аватар пользователя Александр КОЗЛОВ

Контекст исследований важен-остановился на пару минут свериться с навигатором (туда ли еду )- сзади бум-бум !? Сразу не понял . Потом опять -Бум -бум....?
Думаю ,шо за херня ? Открываю дверь -сзади улыбается загорелый красавец с рюкзаком -проводим исследование насколько отзывчивы москвичи к иногородним,вы все тут такие "зацикленные".........?
...стучать в заднее стекло....нет, подойти к водительскому окну....?
-естеснн я послал его по адресу научно -исследовательскому... ага !

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов, Ирина Криницына +2
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье