Спасти Цаплина

дата публикации 24.07.2019 г. в 18:39
  • 14
  • 747 просмотров
  • 6 комментариев

От редактора
Статья дополнена мной справочной информацией, фотоиллюстрациями и видеофильмом.

Дмитрий Филиппович Цаплин

Дмитрий Цаплин родился в крестьянской семье, один год учился в Саратовских высших художественных мастерских. Был учеником А. М. Лавинского. Начал участвовать в выставках с 1920 года. Первая его мастерская была в Саратове, на Соляной улице. В Саратове же состоялась его первая персональная выставка в 1925 году.
С 1925 года жил в Москве. В 1925—1927 годах участвовал в выставках АХРР и ОРСа. В 1927 году после второй персональной выставки в Доме литераторов был командирован наркомом А. В. Луначарским для работы за границу.

Дмитрий Цаплин поселился в Париже, где ему довелось встречаться с такими своими современниками, как Пабло Пикассо и Осип Цадкин. Здесь же он познакомился со скульптором Борисом Шаляпиным, а затем и с его отцом Фёдором Шаляпиным. Результатом этого знакомства стал бюст певца (находится в Саратовском музее). Там же в Париже маленькая Ирина Витман после посещения его мастерской также решила стать скульптором.

Позднее вместе с семьёй Цаплин переехал в Испанию. В его работах того времени искусствоведы усматривают влияние традиционной каталонской скульптуры. Он выставлял свои произведения в Париже, на Мальорке, в Барселоне, в Мадриде, в Валенсии и в Лондоне. Несмотря на большой спрос, которым пользовались его скульптуры, он не продавал их за рубежом, считая себя обязанным вернуть их на Родину.

В 1935 году Дмитрий Цаплин вернулся в СССР. Здесь он создал целый ряд произведений портретного жанра. Известность принесла ему скульптура из дерева «Грузчик». Жил в квартире на Тверской улице.

Произведения Д. Ф. Цаплина находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном театральном музее им. Бахрушина, Научно-мемориальном музее профессора Н. Е. Жуковского, Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, Северо-Осетинском государственном художественном музее имени М. С. Туганова, Сумском областном художественном музее имени Н. Х. Онацкого, Львовской картинной галерее (Украина), Государственном музее В. В. Маяковского, музеях Риги (Латвия), Ужгорода, Саратова, Екатеринбурга, Астрахани, Петрозаводска, Перми, Костромы, Курска, Барнаула, Нижнего Тагила, Новосибирска, Твери, Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева, в Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого, а также в нескольких зарубежных собраниях.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Автор статьи - Людмила Лунина
Оригинал статьи: https://www.kommersant.ru/doc/3681656

Было бы натяжкой утверждать, что о Дмитрии Цаплине вообще никто не слышал, но его слава несопоставима с известностью коллег по цеху и современников — Веры Мухиной, Сергея Конёнкова, Александра Матвеева. Когда пресс-служба ГТГ с гордостью сообщила о приобретении двух работ Цаплина, пришлось выяснять, кто, собственно, он такой, и напроситься посмотреть вещи в музейных запасниках.
…Вместе с советником директора ГТГ Фаиной Балаховской мы шли по шумной, полной посетителей Новой Третьяковке, через выставку Василия Верещагина, к заветной двери «Только для сотрудников». По дороге Фаина Матвеевна объясняла, что, в принципе, неудивительно, что о Цаплине известно так мало: если не пропагандировать наследие художника, то лет через 20 его имя исчезает из истории искусств и из памяти потомков и вернуть его обратно в исторический контекст сложно.

В большом, как ангар, помещении — в запаснике светской скульптуры — сейчас хранится примерно 20 работ Цаплина — двух-четырехметровые монументальные изваяния из дерева и камня. Одни вещи, как, например, скульптура красноармейца или полдюжины деревянных голов Ленина, узнаваемы и понятны.

Другие — условно говоря, «Cемья» или совсем уж странная пара, пышногрудая родина-мать и невысокий мужчина перед ней — еще ждут своих толкователей. Выразительную фигуру «Человек встающий», а также скульптуру «Красноармеец» Третьяковская галерея приобрела недавно, о чем с гордостью сообщила, другие памятники находятся на временном хранении.

Дмитрий Цаплин. «Встающий». Середина 1920-х. Фото: Анастасия Замятина

— Цаплин — совершенно гениальный скульптор,— говорит заведующая отделом новейших течений ГТГ Ирина Горлова.— У него удивительное отношение к пластике и объему: он отсекает лишнее и предъявляет глубинную суть материала, будь то камень или дерево, в котором он был виртуоз. Конёнков не без зависти назвал его краснодеревщиком. Цаплин лаконичен, насколько это вообще возможно: он вычленяет главное, первозданный архетип. Его «Человека встающего» по выразительности можно сравнить с роденовским «Мыслителем».

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что мастер сформировался в 1910–1920-е годы, работал в символическом ключе, десятилетия соцреализма никак на него не повлияли, в своей символической парадигме он счастливо дожил до оттепели. Сейчас в запасниках ГТГ стоят две фигуры «В космос» и «Из космоса», явно вдохновленные полетом Гагарина. Но собственно стиль этих фигур — из более ранних десятилетий, как если бы о Гагарине написал поэму Блок. Появись цаплиновские колоссы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, они, безусловно, серьезно скорректировали бы наши представления о советской скульптуре 1930–1950-х годов, сильно бы разнообразили общую картину.

Хотя несколько цаплиновских работ сейчас в музее можно увидеть. Это его анималистика: «Сокол», «Рыба», «Кошка». Они выделяются своей «несоветскостью»: похожи скорее на археологические объекты, кажется, что им не десятки лет, а все тысячи.




Символ революции

Уроженец Саратовской губернии, четвертый сын в многодетной крестьянской семье, Дмитрий Цаплин до 25 лет не то что об искусстве не помышлял, он даже и не учился толком. В школу ходил одну зиму, но, осилив грамоту, читал запоем все, что попадало в руки.

Дмитрий Цаплин. «Голова отца». 1934. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Работал с ранней юности. Однажды сделал молотилку: сам обтесал дубовые бревна, соединил их рамой, поставил механизм. В 1915-м ушел на войну, служил батальонным столяром на турецком фронте. Дальше, как в сказке: как-то забрел на заброшенное кладбище, заметил скульптуру барана на одной могиле, так был впечатлен, что решил стать скульптором. «С этого момента я начал жить»,— описывал он позже свое прозрение.

В Саратове Цаплин поступил в Высшие свободные художественные мастерские, но был значительно старше других студентов и быстро заскучал. Он принялся делать скульптуру самостоятельно. «Жил впроголодь, в великой нужде,— вспоминал он позже.— Из огромных стволов деревьев, которые находил на берегу Волги и тащил к себе, тесал свои первые большие скульптуры: "Песня весны", "Семья", "Красноармеец", "Грузчик"».

В 1924-м он сделал первую персональную выставку. «Кто сей неведомый чудак? — вопрошала саратовская газета.— В голоде, в холоде… он в течение 6 (!) лет упорно работал, ведомый вперед одной лишь силой — силой художественного творчества».

В начале 1925-го Цаплин уезжает в Москву: на выставке в Музее изящных искусств он показывает бюст Ленина. «Портрет суров, драматичен и по-настоящему монументален,— писала пресса.— В нем чувствовалось напряжение огромной воли, суровость человека, идущего в бой».

В 1927-м Цаплин открывает в Москве персональную выставку. О ней снимают репортаж в кинохронике и крутят по всей стране. Его судьба ярчайшим образом демонстрирует достижения революции. Луначарский предлагает ему стипендию для завершения образования в Европе. Неслыханное везение: вчерашний крестьянский сын, протеже высшего партийного руководства на семь лет уезжает за границу.
Он жил во Франции, Испании и Англии, общался с Пабло Пикассо (в фонде Пикассо хранится письмо с цаплиновским автографом) и Осипом Цадкиным, был ежегодным участником арт-салонов в Париже, его называли «гениальным мужиком с Волги». Он себя ощущал посланцем новой Советской России, работы продавал редко (одну приобрела галерея «Тейт»), хранил их для родины.

Когда в начале 1930-х пытались раскулачить его родного брата Пантелея, Цаплин из Парижа, через генконсула, связался со «всесоюзным старостой» Калининым. И, чтобы успокоить скульптора и не допустить его «перехода в эмиграцию», брата не расстреляли, даже не записали в кулаки, а только выслали с семьей в Среднюю Азию.
За границей окончательно сложился цаплиновский художественный стиль.

Европейская скульптура казалось ему буржуазной, он был поклонником архаического ваяния — Египта, Месопотамии, доколумбовой Америки.
Работал он без предварительных глиняных или пластилиновых моделей, высекал сразу из камня или дерева. «Притащит камень, взвалит его на пьедестал (он страшно сильный) и бродит вокруг, потом берет резец и молоток — и сыплются куски, сначала большие, потом все меньше. Он умеет так ударить, что именно такой кусок отскакивает, какой ему нужен»,— вспоминала его жена Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина (1902–1998).

Они познакомились и поженились за границей, там же родилась их единственная дочь Вера. Татьяна Ивановна была личностью незаурядной: переводчиком (перевела на русский «Любовника леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса и «Лунный камень» Уилки Коллинза), писателем и исполнительницей романсов.
В 1935-м семья вернулась в Москву. Дмитрия Цаплина не репрессировали, наоборот, дали подвал на Никольской под мастерскую и со временем квартиру на Тверской. А вот его супругу в 1947-м осудили на восемь лет лагерей. Этих испытаний их чувства не выдержали, они развелись, но всю жизнь поддерживали добрые отношения.
В советскую художественную ситуацию Цаплин не вписался. Его не то чтобы притесняли, он участвовал в выставках, время от времени его работы покупали музеи, но его творческий потенциал явно оказался невостребованным. Вплоть до смерти в 1967-м в стране не прошло ни одной его персональной выставки, ни академиком, ни профессором он не стал, хотя всегда был окружен почитателями и учениками. И в этом, конечно, парадокс: человек, считавший себя должником советской власти, говоривший, что это не он творит, это сама Россия его руками творит, так и не смог вернуть долг. По крайней мере, в официальном пространстве. Что касается неформального общения, то тут он, конечно, был героем.
«На Цаплина мы обратили внимание на втором курсе института,— вспоминал 1960-е годы скульптор Владимир Буйначев.— Когда встал вопрос о работе с камнем, мы ориентировались не на советских классиков, а именно на Дмитрия Филипповича. Мы считали его скульптором, у которого была связь с каким-то древним, доисторическим способом создания скульптуры. Так работали мастера, начиная с неандертальцев».

Цаплина называл своим идейным учителем и один из главных героев соц-арта Леонид Соков. Для художников 1960-х была интересна стратегия цаплиновской жизни: он «не состоял, не участвовал» в официальных проектах, резал из дерева и камня орлов и кошек. Эти вещи имели несколько уровней прочтения: люди несведущие видели перед собой скульптурный зоопарк, а специалисты наслаждались мастерством исполнения и сложной перекличкой с древними образами.

Сохранились воспоминания людей, бывавших в последние годы жизни у Дмитрия Филипповича в гостях. Мастерская была заставлена скульптурой, монументальными фигурами и мелкой пластикой, там хранилось порядка 250 произведений. «Это было похоже на часть полуразрушенного собора из-за сумеречного освещения и дивных, темного дерева человеческих фигур: женщин, мужчин и детей. Они возвышались над хаосом камня, в котором постепенно различались мифические чудища, рыбы и птицы необыкновенных очертаний»,— писал журналист Евгений Богат.

В квартире на Тверской все стены от пола до потолка были увешаны живописью и графикой. В гостиной стоял рояль, на подоконнике — редкие растения. Хозяйство вела дочь Вера. Глава дома принимал гостей в пестром азиатском халате. Восседая в кожаном кресле, он смотрелся живописно и монументально.
Прошло полвека — и от былого великолепия не сталось следа.

Забвение

Дмитрий Цаплин за работой
Фото: Предоставлено Государственной Третьяковской Галереей

Дмитрий Филиппович умер в 77 лет от рака. Похоронен он на Донском кладбище. Пока жива была его бывшая жена, Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина, в мастерской Цаплина устраивались дни открытых дверей. В 1992 году вышло постановление правительства Москвы о присвоении мастерской статуса музея. Но времена были переменчивые, а земля на Никольской — на вес золота. В конце концов на месте мастерской началось строительство торгового центра. Скульптуру частично украли, габаритные объекты выставили на улицу. Министерство культуры устранилось, сославшись на то, что у работ есть законный наследник. Спас произведения ученик Цаплина — скульптор Владимир Буйначев, который организовал их перевозку в «Объединение московских скульпторов». Фигуры Цаплина несколько десятков лет стояли в коридорах скульптурных мастерских.

Единственная прямая наследница — дочь Вера (или Алена, как звали ее в семье) все надежды возлагала на государство: оно рано или поздно позаботится о наследии отца. В 1979-м в Третьяковской галерее должна была пройти персональная выставка, даже сверстан каталог (к сожалению, без фотографий), но событие не состоялось.

… В 2012 году в квартиру Веры Дмитриевны на Тверской постучал водопроводчик, вместе с ним в жилище проникли еще несколько человек. Угрозами и шантажом пожилую женщину заставили написать завещание. Пережитое волнение было таким сильным, что через несколько месяцев Вера Дмитриевна скончалась в больнице.

В марте 2018 года в Москве осудили группу «черных риэлторов». Возглавляла ее социальный работник Людмила Фадеева, помогали ей нотариус Елена Блинова и врач-психиатр Георгий Месхиа и еще пара человек. Социальный работник находила одиноких пенсионеров и становилась им незаменимой сиделкой, нотариус заверяла липовые завещания, врач выписывал сильнодействующие лекарства, от которых пожилые люди умирали. На преступников вышли почти случайно, клубок их злодеяний распутывали больше трех лет. В результате сообщники получили 51 год тюрьмы на пятерых. Вера Цаплина была одной из жертв этих преступников.

Осуждение «черных риэлторов» помогло сдвинуть вопрос о наследии Цаплина с мертвой точки. В Петербурге живут родственники скульптора. Несколько лет им приходилось участвовать в следственных действиях и судебных заседаниях. В 2018 году представители наследников впервые попали в квартиру Цаплина на Тверской. Жилище было полностью разграблено, в нем обитали гастарбайтеры, семейный архив (фотографии, письма) был свален на балконе, и его восстановлением предстоит заниматься.

«Красноармеец» в Третьяковке

— Мы всегда знали и помнили о наследии Цаплина и, как только получили юридическое право его забрать из «Объединения московских скульпторов», тут же это сделали,— рассказывает Фаина Балаховская.— Музейщики, правда, были обеспокоены, не завелся ли в дереве жучок — страшная опасность для запасников скульптуры. Но Дмитрий Филиппович ответственно подходил к технологии, пропитывал скульптуру особыми маслами, со временем она приобрела твердость камня.

…На почве общего дела Третьяковская галерея наладила творческий диалог с «Объединением московских скульпторов». Выставка «Пять измерений» в 2017 году, на которой впервые за несколько десятилетий показали работы лучших столичных ваятелей, стала косвенным результатом этого сотрудничества.

Несколько месяцев назад в Новой Третьяковке на Крымском валу прошло мероприятие необычного формата: благотворительный арт-ужин. Вечером, когда музей был пуст, темен и загадочен, в фойе установили прожекторы для драматического освещения, столы декорировали согласно последним тенденциям table wear, пригласили модного шеф-повара. Рядом с роялем и столами сделали временную выставку гигантских деревянных скульптур. Собственно, ради них гости вечера, члены недавно созданного Клуба меценатов, жертвовали от 300 тысяч до 1,5 млн рублей, а подразделение «Росбанка» — L’Hermitage Private Banking согласился оплатить все действо.

— Поиск и реставрация наследия незаслуженно забытых мастеров — благородная миссия,— говорит зампред правления «Росбанка», руководитель L’Hermitage Private Banking Улан Илишкин.— Необходимо сделать все возможное для поддержки этой инициативы.
Благодаря меценатам и дарителям, Третьяковская галерея приобрела две скульптуры — «Человека встающего» и «Красноармейца».
________________________________________
Наследники же скульптора сейчас побуждают ОВД «Тверское» приступить к розыску украденных из квартиры скульптур. Процесс идет невероятно туго.
— Полиция попросту бездействует, несмотря даже на то что Третьяковская галерея составила письмо для ОВД, что Цаплин — великий скульптор,— говорят родственники.— Это буксующее дело — кошмар для нас. Пока мы пытаемся добиться от полиции каких-то действий, произведения искусства попросту гниют где-нибудь в подвале. Мы будем счастливы, если наследие Дмитрия Филипповича окажется в Третьяковской галерее и наконец-то будет доступно широкому зрителю, для которого он и работал всю жизнь.

Комментарии

- Человек - национальное достояние страны! Ценность, которую нужно беречь и охранять, холить и лелеять.

Наглядный пример, заботы нашей страны по сохранению национального достояния.....
О нём мало известно, потому, что он "наверно" из структур ГРУ. ( я так думаю....... )

ЖизньНеЧерновикЗавтраНеПеределаешь

За это сообщение сказали спасибо Александр КОЗЛОВ +1

какие мастера,какая эпоха,плюсик лайкнул,почему то было +1 стало -1 Что можно сказать? Работы воруют,теряются они ))), потом всплывут хочется надеяться,не для нас,для будущих поколений. Ради этого не жалко труда,бессонных ночей и здоровья. Осадок? Всё в воплощённых идеях и это немало,только грусть.что кто-то не поймёт.но не убрал бы в частную коллекцию или печь растопил,вернул на обозрение и понимание всем. Чтобы не ушло вместе с мастером по ветру.

Ремесленники,художники.скульпторы,поэты или как ни назови,пусть мастера, но чаще просто люди! Думаю архиваторы мы,запоминаем и фиксируем моменты жизни и истории ,как можем в силу своих сил и таланта для всех.

13 августа, 2019 - 21:36
Аватар пользователя Александр КОЗЛОВ

Это трагедия эпохи - иметь мастерскую в ценре Москвы,квартиру на Тверской- чревато ....эээ Лучше домик в деревне.1

13 августа, 2019 - 21:49
Аватар пользователя Александр КОЗЛОВ

Это трагедия эпохи - иметь мастерскую в ценре Москвы,квартиру на Тверской- чревато ....эээ Лучше домик в деревне.1Нам бы спасти Ильяева,Смирнова,Матеркова,Дубовика,,Криницину .Жигайло-и др. 1

За это сообщение сказали спасибо Василий Колышкин, Михаил ИЛЬЯЕВ, Михаил Китаев +3

....я Др....
правда продал на днях....на лекарства заработал(((...

За это сообщение сказали спасибо Viktor Dubovik, Александр КОЗЛОВ, Олег СМИРНОВ +3
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье