26 сентября, с 18 часов - первая встреча в школе Михаила Ильяева после каникул. Худсовет, самовар!

Визитки мастера

липа, 25 см, 2012 г.
самшит, 18 см, 2014 г.
липа, 43 см, 2018 г.

Особенности профессиональной лепки

дата публикации 15.05.2018 г. в 23:42

В конце прошлого года посещал практические занятия по композиции в скульптурной студии Арт-Рукав. Вели занятия скульпторы Дмитрий Никитович Тугаринов и Алексей Викулов. Много, очень много лепили, непрерывно лепили, и параллельно слушали учителей.

Форэскиз

У вас есть некая задумка скульптуры, рельефа. Что надо делать первым делом?
Лепить форэскиз. For - приставка "для", то есть "для-эскиза". Форэскиз - это концепция будущей композиции. Кто посещал курсы рисования, то помнит, что при рисовании натюрморта на листе бумаги сначала отчеркивается маленький уголок, пропорциональный размерам листа, и в нем делается совсем черновой набросок, чтобы уложить всю композицию. Это форэскиз в рисунке. В лепке форэскиз выполняется аналогично - лепится в крошечном размере (5-7 см) композиция. Лепится так приблизительно, что люди выглядят обычными пластилиновыми колбасочками или ляпушками. Важно пролепить основную фигурную часть вместе с будущим подиумом или подставкой. Цель форэскиза - понять, как будет смотреться будущая композиция, понять распределение масс, найти самое вкусное решение.

Варианты форэскизов

Второй важный момент - лепим столько вариантов форэскизов, сколько не лень. Чем больше, тем лучше. Для меня это было настоящим открытием - ведь мы, любители, привыкли вылепить 1 вариант, и давай его крутить-мять. А это ошибка. Форэскизы должны стоять в линеечку, и среди них ты выбираешь наиболее понравившийся.

Эскиз

У скульпторов есть понятия "эскиз", "рабочая модель в масштабе", "рабочая модель в натуральную величину" - когда они ваяют, допустим, памятники. Для нас важен в первую очередь эскиз, который выполняем по выбранному форэскизу. И даже эскизов может быть несколько. Не принято у скульпторов, как у нас - утром проснулся, и давай переминать эскиз. Нет, батенька - лепи новый, а старый пусть рядом стоит. Да, кажется муторно, но это и есть творческий труд.

Готовая скульптура

Дальше вроде все ясно - есть рабочий эскиз - режем по нему, льем в бронзе, запекаем керамику и т.д. переводим в материал.
Но и это еще не все. Если композиция удалась, то скульпторы не останавливаются на одном варианте, а делают целую серию авторских вариаций - это правильно и с творческой стороны, и с коммерческой.

"Суворов" Дмитрия Тугаринова. Скульптуры, авторские вариации


Суворов на перевале Сен-Готард" (Швейцария)


Комментарии

Страницы

Суриков очень много экспериментировал с передачей движения, в том числе и в своей работе "Переход Суворова через Альпы". Здесь практически ни один персонаж не изображен с точными анатомическими пропорциями, что и передает это движение. Такой же эффект получился бы при съемке с большой выдержкой движущихся людей. И низвергающийся поток солдат прорвавший все препоны ему удался. А Суворов устремившийся вперед к пропасти, в последний момент сдерживает коня на самом краю, повернув его. И как-бы задавая своей рукой направление движению. Но сам он устремлен в людском потоке, вместе со своими солдатами, он и первооснова этого движения начало его. Они едины в порыве вперед и это то-же передано через встречу взглядами полководца с центром потока молодым солдатом . (прием уже использованный в "утро стрелецкой казни") Хотя картина и выглядит на грани гротеска.
Более эффектно движение передано в "Боярыне Морозовой". И нет таких видимых искажений. Движение передано через расположение и позы фигур в композиции. Но вероятно ощущение той бесшабашной лихости гренадер которым всё нипочем, по другому ооочень трудно было бы передать в этом полотне.

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков, Андрей Федосеев, Василий Колышкин +3

А Деларош отгребал правильно, после Давида такая манера письма смотрится вторичной , если не Кичем, :)

Суворова вот как только не изображали, иногда даже странно выглядевшим, особенно в дружеских шаржах







Но всегда с уважением, вот например тот-же эпизод (из-за чего разговор :) ) но на взгляд другова мастера

внимательно посмотрел на посмертную маску, и мне вот кажется, что скульптор её делавший, в отличии от Тугаринова, явно занимался "украшательством" и "лакировкой действительности" :), и на смертном одре Александр Васильевич выглядет значительно краше, чем при жизни, по мнению Дмитрия Никитовича :)

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко, Владислав Мосцевой, Игорь Попов +3

про ткань пропитку 100% правда , про накладки тоже, может они и были те гениальные руки ,только вот почему то их давно нет ...

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков +1

Про Зимний дворец, никто ничего особенно и не скрывал, во всех ""букварях" написано что после пожара 1837 , применялись более дешевые материалы для отделки, а кое-кто даже высочайшую похвалу получил за применение вместо мрамора его заменителя. А вместо скульптур гальванопластику. Бетон это изобретение совсем не 19-го века, про это школьников информируют ещё учебники истории для 5-го класса. Он тогда применялся как и сейчас для дешевого многоэтажного строительства. Целые кварталы были застроены с его применением.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский_бетон
https://masterok.livejournal.com/3731942.html
Тут просто нагнетается интерес в стиле Прокопенко или "разоблачителя" и "реконструктора истории" Носовского-Фоменко.
А вот со скульптурами, действительно, что-то нечисто :) , всё может быть , случаи "воссоздания" утраченных шедевров многочисленны и знаем мы лишь про тех, кто попался :)

Меня, статуи из " двухслойного мрамора" прозрачные из мармалина и берита , гипнотизируют и завораживают. Мастера, перед которыми готов снять шляпу......

ЖизньНеЧерновикЗавтраНеПеределаешь

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1

Мастерство и есть мастерство, пусть даже артобъект и создан не из "дорогих" и классических в употреблении материалов. Лишь бы при этом одно не выдавалось за другое :)
Хотелось бы поделиться одной старой публикацией. Немножко не ""по теме"" , совсем про другое... Но по поводу Смыслов в искусстве. Вероятно с конспиративным подтекстом :) Общеизвестно, что Мастера часто делали работы с двойным , а то и тройным смыслом, который со временем утрачивается, но во время создания, был в "своей" среде понятен. И это вероятно, было очень забавно, когда некто имел в своем доме прямую карикатуру, или Нечто высмеивающее или порочащее владельца. И при этом все эти нюансы были понятны лишь Мастеру, или его окружению, или посвященным. Вот для примера одна занятная история описанная в нескольких журналах "Вокруг света" , первая публикация в 1970 году.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4414/

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Виктор Голубев, Олег СМИРНОВ +3

Гениальный скульптор "от сохи" - Саша Свиязов http://sviyazov.com/ru/ohudozhmnike
Ученик А.Рукавишникова

Когда отделка - не главное. Привет шлифовальщикам деревянных сись и поп )






За это сообщение сказали спасибо Sergey Zhigaylo, Андрей Федосеев, Игорь Попов +3

О, бабка у забора почти как та, про которую недавно писал.

Если ты резчик, давай "на ты"

ЖизньНеЧерновикЗавтраНеПеределаешь

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Игорь Попов +2

?

ЖизньНеЧерновикЗавтраНеПеределаешь

Очень интересный и познавательный (особенно система организации мастерских), но слишком длинный фильм в один прием не посмотришь

Эх ёжкин кот, ежели я бы с своим интернетом мог смотреть видео , может и работать тады времени не было..1

Тема уже исчерпана, и даже выцарапана :) но вот случайно попались фото, и не знал куда их поместить, наверно всё-же сюда...


За это сообщение сказали спасибо АРКАДИЙ МИХАЙЛОВ, Владимир Завершинский +2

При резьбе по камню есть одна проблема в блокировках - лица, тела ни..ни в красную армию. Нет такого камня, чтобы цвет тела адекватно передавал. Оттого получаются сувенирно-музейные вещи с восковыми-кукольными лицами, но не полноценная скульптура.

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1

Страницы

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье