-

Визитки мастера

дуб мореный, диаметр спила 70 см, 2015 г.
липа, высота 12 см, 2011 г.

Особенности профессиональной лепки

дата публикации 15.05.2018 г. в 23:42

В конце прошлого года посещал практические занятия по композиции в скульптурной студии Арт-Рукав. Вели занятия скульпторы Дмитрий Никитович Тугаринов и Алексей Викулов. Много, очень много лепили, непрерывно лепили, и параллельно слушали учителей.

Форэскиз

У вас есть некая задумка скульптуры, рельефа. Что надо делать первым делом?
Лепить форэскиз. For - приставка "для", то есть "для-эскиза". Форэскиз - это концепция будущей композиции. Кто посещал курсы рисования, то помнит, что при рисовании натюрморта на листе бумаги сначала отчеркивается маленький уголок, пропорциональный размерам листа, и в нем делается совсем черновой набросок, чтобы уложить всю композицию. Это форэскиз в рисунке. В лепке форэскиз выполняется аналогично - лепится в крошечном размере (5-7 см) композиция. Лепится так приблизительно, что люди выглядят обычными пластилиновыми колбасочками или ляпушками. Важно пролепить основную фигурную часть вместе с будущим подиумом или подставкой. Цель форэскиза - понять, как будет смотреться будущая композиция, понять распределение масс, найти самое вкусное решение.

Варианты форэскизов

Второй важный момент - лепим столько вариантов форэскизов, сколько не лень. Чем больше, тем лучше. Для меня это было настоящим открытием - ведь мы, любители, привыкли вылепить 1 вариант, и давай его крутить-мять. А это ошибка. Форэскизы должны стоять в линеечку, и среди них ты выбираешь наиболее понравившийся.

Эскиз

У скульпторов есть понятия "эскиз", "рабочая модель в масштабе", "рабочая модель в натуральную величину" - когда они ваяют, допустим, памятники. Для нас важен в первую очередь эскиз, который выполняем по выбранному форэскизу. И даже эскизов может быть несколько. Не принято у скульпторов, как у нас - утром проснулся, и давай переминать эскиз. Нет, батенька - лепи новый, а старый пусть рядом стоит. Да, кажется муторно, но это и есть творческий труд.

Готовая скульптура

Дальше вроде все ясно - есть рабочий эскиз - режем по нему, льем в бронзе, запекаем керамику и т.д. переводим в материал.
Но и это еще не все. Если композиция удалась, то скульпторы не останавливаются на одном варианте, а делают целую серию авторских вариаций - это правильно и с творческой стороны, и с коммерческой.

"Суворов" Дмитрия Тугаринова. Скульптуры, авторские вариации


Суворов на перевале Сен-Готард" (Швейцария)


Комментарии

Страницы

как-то вот скульптура Тугаринова (вернее эскизы) не понравилась, какая-то нарочито подчеркнутая беспомощность и мумияобразность, прямо карикатура...

у него много разного, загугли. Он маститый, разносторонний и очень талантливый. И на фото, кстати, не эскизы, а готовые скульптуры, авторские вариации. Эскиз - это глина, пластилин. Бывает, что эскиз увековечивается в матерьяле

Его "Суворов" подвергался резкой критике, а вот жители Швейцарии любят его памятник. Единственный памятник на военную тематику, который был разрешен к установке в Швейцарии. Карикатурность - художественный прием, я понимаю задачу - показать как раз живого человека, а не эпически раздутого богатыря. Суворов и был щупленьким.

ну да верно если в материале , то уже варианты, а швейцарцы конечно себя уважать начинают, там проводник-швейцарец таким крутым мачо выглядит, особенно на фоне мумии на коне :)
сейчас посмотрю

За это сообщение сказали спасибо Александр Матерков, Андрей Федосеев, Сергей Андропов +3

одна из его визитных карточек, можно посмотреть в Музеоне. Сейчас бы уже усмотрели криминал )

да Суворов был невысокого роста щуплый очень подвижный (в 60 лет спокойно лазил по деревьям для рекогносцировки) в швейцарском походе голодал со всеми, но тут вот какой-то паралитик с застывше натянутым выражением лица в неестественно-скованной позе
Абсолютный криминал :) педофилия в чистом виде :) да ещё нет нотариально заверенного разрешения от родителей на использования лица ребенка :)

ну и ладно, дело вкуса, а суть статьи несколько не об этом.

Если интересно - https://fishki.net/1869204-pochetnyj-karaul-u-pamjatnika-suvorovu-v-shvejcarii.html
http://www.pravmir.ru/dmitriy-tugarinov-ya-vsegda-hotel-slepit-dvuglavogo-orla/ и далее по ссылкам, много всего.

«Понимаете, во время швейцарского похода ему было уже 68 лет. Ну не мог он быть бравым молодцем! Да и переход этот оказался тяжелейшим, вымотал и солдат, и Суворова».

Кстати, среди фото есть и бравый Суворов, отдохнувший. Это в тему статьи, что полезно делать массу вариаций.

статья хорошая, познавательная, меня просто неприятно удивило изображение Суворова, именно подчеркнутая беспомощность, кем кем но беспомощным он никогда не был, в швейцарском походе и за шпагу брался, хотя уже солдат в атаку не водил и на Чертов мост уже не лазил, автор не мог этого не знать, значит концепция была изобразить именно беспомощного старика которого ведет с путеводным фонарем через горы мощный юноша, к новой жизни надо полагать и в правильном направлении, и ведь не приспособил уже имеющееся на потребу (как Церетелли :) с "Петром") а со многими вариантами добивался нужного впечатления

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Влад Андр, Максим Бугаков, Сергей ВОДЧИЦ +4

у него действительно какое-то предвзятое отношение к Суворову , даже странно , он конечно не тот человек , что-бы всем нравится, но тут что-то непонятное...

а во второй скульптуре он просто тянет коня вместе с собой вверх как барон Мюнхаузен, или скорее изображен повешенный конь на котором взромоздилось человекообразное существо, вот сейчас написал и самому жутко стало :)

За это сообщение сказали спасибо Влад Андр, Сергей ВОДЧИЦ +2

....

Гипербола. А памятник Петру 1 Шемякина? Ничего, привыкли.

Если уж обсуждать тактику Швейцарского похода, то необходимость идти именно так была , была даже необходимость отряду Багратиона лезть на отвесные скалы в обход позиции французов на "Чертовом мосту".Но это не та площадка где это стоит обсуждать. А швейцарцы выразили благодарность в виде памятника

скромно и со вкусом

это точно :)

Олег , здесь можно бы вспомнить то , как рассуждают искусствоведы-Содержание , конечно постигается через форму , но и форму не постичь , если её не рассматривать, как воплощение некоего духовного сгустка, внутреннего энергетического движения, отсюда и отношение к стилю .ЛЮБОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА _ЕСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДУХА . Просто одна форма - это и есть формализм , и он может оказаться ложным , фальшивым Другая опасность ( ПО ЗЕРМАЙЕРУ) в искусствознании 20 века - это ложная духовность , таким образом в 20м веке ЛОЖНЫЙ ФОРМАЛИЗМ и ЛОЖнАЯ ДУХОВНОСТЬ (СПИРИТУАЛИЗМ) првели искусствоведов в полный кризис .По Зермайеру катастрофа в том , что искусствоведы с прекрасной подготовкой и знаниями , с искренним желанием создать науку ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ - для человека , желающего понять , ничего полезного предложить не могут. Лучше сразу идти в музей -смотреть своими глазами , чем читать искусствоведов . Так коротенько - каждому придётся разбираться самому в этих понятиях .

А меня не шокируют необычные интерпретации известных образов. На одном из фото - Суворов на вздыбленном коне, как игрушечный детский солдатик смотрится. Тут важно поймать настроение - ага, 'по-детски", задор, мальчишество - и выстраивается новое прочтение Суворова - задорный боевой старикашка на коне, сейчас ринется в бой и порубает врагов как густой бурьян! И за ним тысячи солдатиков - уррраааа!

Сколько Лениных реалистичных наваяли в СССР - форма есть и содержание. Ааа..скучно

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1

Общественно политические формации также могут создавать и сами выстраиваться по ложным духовным посылам , тем более уж в 20м веке, который весь сотрясался войнами. Ложный спиритуализм , обратная сторона которого- скучные плакатные формы с её грубой чувственностью , порой с примитивизмом формы и в западноевропейском искусстве -тоже ... И как всегда наработки прошлого будут сортироваться будущим и что ещё будущее назовёт ложным и фальшивым никому не известно ... Опять -тупик , кажется тема сама тупиковая .... лучше работать .

Проще делить искусство на условное и безусловное (термины Чистякова, известного преподавателя Суриковки) . Безусловное искусство - те произведения, в которые вложено художественное образование, художественность. Эти работы как правило многодельные, но не обязательно. И условное - разная коньюнктура современного искусства, где ложно раздута стоимость и художественность.

За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, владимир мялькин, Игорь Попов, Олег Широков +4

Форма у меня совершенно не вызывает даже удивления, я двумя руками за, формализм это зло :) , исполнение мастерское.
Вот только идея вызывает стойкое отторжение, мумия которую тянут на перевал это всё-же не про Швейцарский поход, не про результаты его, не про боевые действия происходившие в нем... если это про человеческую трагедию старого человека в экстремальных природных условиях , то это опять же не про него, он стремился в этот поход для него это была ЖИЗНЬ это смысл его существования , не кресло-качалка с трубкой возле камелька в имении а Бой, грохот музыки боя, он как пишут, именно в бою себя чувствовал лучше всего. Ему верили солдаты, он мог своим авторитетом их послать хоть на Чертов мост... добровольцы тащили бревна из разобранного дома на взорванный мост и связывали их офицерскими шелковыми шарфами под залпы и картечь с "той стороны". А мог ли тот, кто изображен внушить энтузиазм войскам? глядя на это лицо хочется посидеть в обозе (хотя обоза в том случае не было, запасы несли на себе) до того времени когда надо будет "почетно капитулировать".
Возможно это получилось случайно... но судя по количеству вариантов автор именно этого и добивался, значит он пытался исказить действительные события их течения и результаты, т.е. именно то, для чего и ставится памятник, что-бы запечатлеть память о событии. А если событие передано неверно, значит оно искажается. Если сознательно вдвойне плохо.
Если это памятник проводнику Суворова то да, передано прекрасно -самоотверженный человек выполняющий свою нелегкую работу. Но это не памятник полководцу ведущему за собой войска на бой.
Это как если-бы кто-то сделав памятник А. Линкольну (крутому мужику) изобразил его в платье или в виде согбенного старикашки ,( объект конечно перед своим убийством выглядел отнюдь не Аникой-воином) он бы не погрешил против истины, но память о А.Л. нужно было зафиксировать не в виде его телесных немощей а запечатлеть через его образ его вклад в историю (что на мемориале и удалось изобразить).
А вот Ленин это вообще отдельная интересная тема :) На его образы такие деньги осваивались, что он стал главной темой вдохновения скульпторов :) он был стартовой площадкой для молодых художников, через его образы самовыражались национальные скульпторы, (Ленин в Грузии выглядел совсем не так как Ленин в Узбекистане :) ) это всё наверно монографии заслуживает :) . И да, как правило было скучно и было скорее (особенно в 70-80 годы) декоративным элементом, как кариатиды например :)

За это сообщение сказали спасибо Василий Колышкин, Влад Андр, Максим Бугаков, Сергей ВОДЧИЦ +4

Игорь, мы все под влиянием стереотипов - если полководец, то обязательно такой бравый выбритый, грудь колесом. Скульптура может быть ситуативной, как в жизни: уставший Суворов осеняет себя крестом на вершине перевала. В следующее мгновение он преображается (получил новые силы от Господа), поворачивается к бойцам и зажигает речь. Крепкий проводник - как контраст для ситуации, а не как насмешка.

Кстати, вот прочтение Эрьзи Дмитрием Тугариновым :) Тоже доходяга, однако ж, какой сильный образ!


А вот по персонажу Суворова - не есть ли это идеологическая установка заказчика и выбор исполнителя не случаен , он отвечает этой идеологической установке , и создать образ возможно только таковым и никаким другим иначе . Со стороны можно рассматривать это, как случайность - творческие поиски автора , многократные вариации ... , но заказчик знал , что хотел и знал , что получить .

с 20 минуты. Художники очень тщательно изучают тему, прежде чем ваять. Фотографов-биографов ведь тогда не было, а Суворов заболел лихорадкой на перевале. В каком состоянии он поднялся на вершину?

За это сообщение сказали спасибо Михаил ИЛЬЯЕВ +1

я не возражаю против трактовок образа, но мне кажется существуют два вида памятников памятник о событии и памятник о человеке, если памятник о событии то он передает мнение о нем заказчика, о человеке впрочем то-же , но человек многогранен и в скульптуре может быть запечатлено одно из его качеств (по выбору заказчика) а событие это однозначное явление, хотя не всё так однозначно :) и заказчик вправе сместить акценты, но совершенно изменить его течение результаты и последствия ... хотя тут то-же наблюдается всё, что угодно, вероятно именно это и видим в этом памятнике :)
если позволите проилюстрирую тезис про Линкольна


За это сообщение сказали спасибо Андрей Федосеев, Влад Андр, Олег Широков +3

Это всё-же памятник о Швейцарии о её проводнике (мастерски исполненный), поэтому его они и приняли, им понятное дело чужой идеологии и чужой военной славы (тем более на ее территории) совершенно не надо, им и своей хватает

За это сообщение сказали спасибо Влад Андр, Сергей ВОДЧИЦ +2

Эрзя, тут он прекрасно сыграл на контрасте обыденно домашнего пожилого человека и шедевра им созданного

я бы не стал додумывать разное "патриотичное заказное" закулисье, другой памятник же швейцарцы приняли, весьма "пророссийский" и ничего.

Еще почитайте https://www.liveinternet.ru/users/4624630/post388028253, чтобы не додумывать. Тугаринов лепит на основе посмертных масок - это единственные документы. Суворов перешел больной Альпы в 1799 году, а умер в 1800 - думаю, не сильно за год больной человек изменился.

после смерти лицо человека очень меняется (даже страшно меняется)... за сим -- посмертная маска суворова врёт

вот это более предметный разговор. Посмертная маска используется ВСЕМИ скульпторами, когда им заказывают памятники, бюсты известных людей. Если посмертная маска существует и ее можно получить в гипсовой копии. Кости не врут! Вопрос, как нарастить мясом и образом, и тут воля художника.

Вчера был в г. Жуковский, прошел по скверу с бюстами авиаконструкторов, узнал не многих (по сравнению с фото). Конечно для Истории не важно как они выглядели, но печалька. А делать шаржированные памятники известным людям наверное обидно для тех,кто их уважает. Если ты так видишь, то назови например-старый полководец на коне, и вопросов нет. Очень редко лицо мертвого человека похоже на него при жизни и ,следовательно, не является эталоном для изображения живого человека. Я понимаю, что большинство скульпторов так или иначе работают "на кладбище", но по моему лепить с посмертной маски это халтура. Спасибо.ГАГ.

ГАГ

Патриотизм здесь совершенно не причём и эта персона мне совершенно не симпатична , но если заказывают образ предводителя , военноначальника , то для того чтобы создать , нужно " полюбить" его , с помощью художественного видения передать его героическое достоинство , который может повести за собой - в этом главный характер полководца .Кого за собой можем повести эта мумия , живой ли он вообще на конике , хорошо , хоть проводник живой . Посмертная маска превосходный материал для портрета и В.И.Демут- Малиновский , когда создавал свой портрет Суворова также её использовал , но он однако не изваял урода . Изобразить известного человека в виде представленном выше - что это способ выделиться или это всё таки желание заказчика . Михаил Иванович Козловский учитель Демут -Малиновского также создал статую Суворова . Ведь что интересно в характере воина - его движение к победе , фанатизм боя , кстати фанатиков всегда интересно воплощать в форме . Это моё свободное право на взгляд на произведение , как и право другого художника создать свою селёдку в седле .

С таким же успехом всю корнепластику можно назвать халтурой - природа дала ветки, изгибы, мастер пришел на все готовенькое

За это сообщение сказали спасибо Сергей ВОДЧИЦ +1

Страницы

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье